Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
Согласно конституционно закрепленному принципу разделения властей в Российской Федерации выделяются три ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.
Так, основной задачей судебных органов является осуществление правосудия в Российской Федерации, защита законных прав и интересов субъектов финансовых правоотношений.
Прерогативой представительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расходов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др. Согласно Указу Президента РФ от 20 августа 2004 г. №1086 основными функциями Экспертного управления Президента РФ в области финансов являются:
P анализ информации, разработка прогнозов и сценариев развития социально-экономических отношений, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ и Руководителю Администрации Президента РФ;
P с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ сбор, анализ и подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и для иных программных документов и выступлений Президента РФ;
P подготовка с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ проектов решений Президента РФ, касающихся реализации ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ;
P экспертиза проектов федеральных законов, регулирующих отношения в социально-экономической сфере, а также направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;
P участие в разработке концепций общенациональных проектов и президентских программ.
Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 "О Министерстве финансов Российской Федерации").
В ведение Министерства финансов РФ (Минфин России) входят следующие федеральные службы:
o Федеральная налоговая служба;
o Федеральная служба страхового надзора;
o Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
o Федеральное казначейство (федеральная служба).
Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
К основным задачам Минфина России относятся:
P составление проекта федерального бюджета;
P утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
P представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
P управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;
P методическое руководство в области бюджетного планирования;
P методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
P организация ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;
P заключение от имени России договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
P управление в установленном порядке государственным долгом РФ;
P ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;
P выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
P государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
P обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
P организация формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
P сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;
P согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;
P принятие нормативно-правовых актов в сфере своей деятельности;
P осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.
Федеральное казначейство (федеральная служба). Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 была образована система органов Федерального казначейства в подчинении Минфина России, а 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ №703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.
Эти органы созданы в целях обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:
P доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
P ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
P открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
P открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
P ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
P ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
P составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
P осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
P осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
P осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
P осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
P обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов;
P осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
P осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Помимо государственной системы органов Федерального казначейства представительные органы местного самоуправления в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета вправе были создавать муниципальное казначейство (ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"), однако с 1 января 2009 г. данное право ими было утрачено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635 Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, а позднее, в 2004 г., - в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"). Такое преобразование произведено в целях совершенствования структуры федеральных органов, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим - за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
В систему органов Федеральной налоговой службы входят ее территориальные органы в районах и городах, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизованная система органов. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого, построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.).
Подобно налоговым органами деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ, который в 2004 г. был переименован в Федеральную таможенную службу. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №429):
P осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;
P осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
P обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
P ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
P осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
P осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на ОГЛАВЛЕНИЕ Службы, и реализацию возложенных на нее функций;
P осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, действовавшие на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. №5238-I "О федеральных органах налоговой полиции". Это правоохранительные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. Определены задачи этих органов: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Однако согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306 с 1 июля 2003 г. функции органов налоговой полиции переданы органам внутренних дел и вновь созданному Комитету по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ.
Функции по надзору за страховой деятельностью выполняет Минфин России, в структуре которого создана на базе бывшего Департамента страхового надзора Федеральная служба страхового надзора.
Основными функциями органов страхового надзора согласно Закону РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" являются:
P лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
P контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
P выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Система банков РФ, их правовое положение и ОГЛАВЛЕНИЕ функций существенно изменились в 1990-х гг. Значительные преобразования были произведены уже в 1987 г., когда три существовавших в СССР банка, находившихся в государственной собственности, - Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР - были реорганизованы в банки, специализированные по отраслям народного хозяйства (при сохранении Госбанка СССР как главного банка страны): Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и для обслуживания населения - Сбербанк СССР.
Все они по форме собственности остались государственными, а по условиям деятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР "О кооперации" начали создаваться кооперативные банки, что положило начало формированию новой банковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальное союзное и российское законодательство в связи с намеченным переходом к рыночным отношениям в экономике закрепило принципиальное изменение банковской системы. Банки перестали быть объектом исключительно государственной собственности. Банковскую систему СССР составили Государственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одном уровне - ЦБ РФ, на другом - все остальные банки. Такая система существует и в настоящее время.
ЦБ РФ занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, его имущество находится в государственной федеральной собственности. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Вместе с тем он как экономически самостоятельное учреждение осуществляет расходы за счет собственных доходов, перечисляет в федеральный бюджет 75% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Оставшаяся прибыль ЦБ РФ направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Вместе с тем ЦБ РФ является и самостоятельным звеном государственной власти, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (несмотря на то, что он подотчетен Государственной Думе РФ). ЦБ РФ выступает в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений.
Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Соответственно этим целям ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, устанавливает правила осуществления расчетов и банковских операций, осуществляет валютный контроль и др. ЦБ РФ имеет монополию на эмиссию наличных денег и организацию их обращения.
ЦБ РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций (в лицензии должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу регистрации банков, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законодательства. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.
Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством.
Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В отличие от банковской небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).
Помимо перечисленных к банковским операциям отнесены: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.
К иным государственным финансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетные фонды. Следует иметь в виду, что под термином "фонд" в рассматриваемом случае понимается система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. В свою очередь и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами (внебюджетными).