Раскованность

Часто приходится слышать: современное молодое поколение гораздо более расковано, чем прежние поколения, по словам одного исследователя, "идеологически полузадушенные", а проще говоря – скованные жестко навязанными нормами и правилами.

Раскованность – это хорошо или плохо? У вас никогда не возникало опасения, что она может привести (и, что очевидно, многих уже привела) не столько к свободомыслию, сколько к легкомыслию; не только к игнорированию ложных условностей, но и к неуважению общечеловеческих ценностей, а потому безусловных, не только к инициативе и даже социальному творчеству, но и к пренебрежительному отношению к окружающим?

Что, по вашему мнению, следовало бы предпринять: "запретить" раскованность, жестко утверждая незыблемость суровых ограничительных мер? Уголовно или административно наказывать ребят за ее "непозволительные проявления"? Наоборот, санкционировать более широкий круг того, что дозволено или приемлемо? Но "судьи кто"? И нужны ли они в данных случаях?

Быть может, полезнее иная стратегия: помочь нашим детям познать и понять, самим прийти к мысли, что есть принципиальная разница между раскованностью и анархией, внутренней бесконтрольностью, внешней беспардонностью, что границей, за которой свобода и естественность поведения превращаются в хамство, являются интересы и благополучие окружающих, кем бы они ни были – сослуживцами, одноклассниками или пассажирами переполненного автобуса... Вы верите в возможность постепенного создания социальных условий для осуществления такой стратегии? Да или нет и почему? Если нет, то что, кроме реального образа жизни нас, старших и взрослых, способно, по вашему мнению, предупредить, предотвратить дальнейшее превращение раскованности новых поколений в серьезную социально-нравственную опасность? Обоснуйте, пожалуйста, свои предложения – их идею и технологию осуществления.

Присуща ли вам естественная (внутренняя) и демонстрируемая свобода, независимость суждений или поступков? А желание и умение эпатировать соседей, коллег? Стремление всегда быть тактичным (-ой)?

Как вы реагируете на ненормативную лексику в СМИ и литературе, на молодежный сленг, причуды моды, на громкие разговоры юных зрителей во время спектакля? Чем отличается непосредственность от элементарного бескультурья?

Ревность

– Кто-то из великих заметил: ревность – это боязнь чужого авторитета! Неплохо сказано, да и по существу совершенно точно. Поэтому она, злодейка, и толкает людей на безрассудства, а то и преступления. Верно ведь?

– Верно-то, верно. Но вот говорят и так: "ревнители какой-то идеи", "ревностный служака"... Вполне положительная оценка! Не забудем и про соревнования... А разве всегда плоха ревность профессиональная?..

Включимся в этот спор, обратившись к мудрому В. И. Далю. Начнем с общего – с ревности. И в самом деле, тут сталкиваются (взаимодополняются?) "потщиться всеми силами, со рвением стремиться к чему", "соревновать, подражая, последовать или стремиться как бы взапуски, не уступая", но и "нс доверять, опасаться за кого", но и "горячее усердие, старанье, стремление к добру", но и "зависть, досада на больший успех другого"...

Какова, вы полагаете, природа, основа такого единства противоположностей? Усиленное чувство? Интенсивная активность? Обостренность отношения к кому-то? Жажда собственной позиции? Что-то еще? Но это – в быту, в эмоциях, в разуме.

А на работе? Существует ли ревность профессиональная? Если да, то в чем ее суть? Каково ее своеобразие в вашей деятельности, каковы ее особенности? Чем они определяются прежде всего – характером профессии, атмосферой в коллективе, его традициями?

Главное же: в чем эта ревность проявляется, что прежде всего рождает в специалисте – позитивную энергию, желание стать лучше, достичь того, что удалось "сопернику", даже превзойти его? Негативную энергию презрения к чужому авторитету, зависти, отрицания чужого успеха, а значит, самооправдания?

Профессиональная ревность может стать мощным стимулом творчества, честной самооценки, продуктивной рефлексии, одним из проявлений... любви к профессии, к делу. Но ведь вполне может и не стать. Почему?

Педагогика соревнования не в столкновении во имя победы, первенства, преобладания, а в совместном усердии при достижении общих целей. Следовательно, вполне резонна ревность-соревновательность, чтобы лучше работать. И что же, просто позитивная ревность противопоказана? А негативная?

Как вы полагаете, может ли быть успешным рост профессионализма человека, который вовсе лишен профессиональной ревности? Да, нет – почему?

Лично вам знакома позитивная профессиональная ревность к коллегам? Вы бы хотели, чтобы и они вас по- хорошему ревновали? Да или нет и почему?