Расходы коммерческого банка

Расходы коммерческого банка связаны как с его операционной деятельностью, так и с деятельностью как коммерческой организации. Расходы – это уменьшение экономических выгод в форме оттока активов банка или увеличения его обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с его распределением между собственниками, и происходящее в форме:

а) выбытия активов;

б) снижения стоимости активов в результате переоценки за исключением переоценки (уценки) основных средств, нематериальных активов и ценных бумаг "имеющихся в наличии для продажи", относимых на уменьшение добавочного капитала, создания (увеличения) резервов на возможные потери или износ;

в) уменьшения активов в результате конкретных операций по поставке (реализации) активов, выполнению работ, оказанию услуг;

г) увеличения обязательств, не связанного с получением (образованием) соответствующих активов.

Расход уменьшает финансовый результат банка при наличии следующих условий:

а) подтверждается конкретным договором, требованиями законодательных и иных нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расхода может быть определена;

в) отсутствует неопределенность в отношении расхода.

Если в отношении любых фактически уплаченных денежных средств или поставленных активов не исполнено хотя бы одно из этих условий, в учете признается соответствующий актив (требование, в том числе в виде дебиторской задолженности), а не расходы.

Учитывая классификацию доходов и расходов на три основные группы, под расходами от банковских операций и других сделок понимаются.

1. Процентные расходы:

– по полученным кредитам;

– денежным средствам на счетах клиентов – юридических лиц;

– депозитам юридических лиц;

– прочим привлеченным средствам юридических лиц;

– денежным средствам на счетах клиентов – физических лиц;

– депозитам клиентов – физических лиц;

– прочим привлеченным средствам клиентов – физических лиц;

– выпущенным долговым обязательствам (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям).

2. Другие расходы по банковским операциям и другим сделкам:

– по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

– погашению и реализации приобретенных прав требования;

– доверительному управлению имуществом;

– по операциям с драгоценными металлами и камнями.

К операционным расходам относятся:

– расходы по операциям с приобретенными и выпущенными ценными бумагами;

– отрицательная переоценка ценных бумаг, средств в иностранной валюте, драгоценных металлов;

– расходы по встроенным производным финансовым инструментам, неотделимым от основного договора, и по производным финансовым инструментам;

– комиссионные сборы (проведение операций с валютными ценностями, расчетно-кассовое обслуживание и ведение счетов, услуги по переводам денежных средств, включая услуги платежных и расчетных систем, полученные гарантии и поручительства, оказание услуг по брокерским договорам и т.д.);

– другие операционные расходы (от передачи активов в доверительное управление, отчисления в резервы на возможные потери и т.п.);

– расходы, связанные с обеспечением деятельности коммерческой организации (на ОГЛАВЛЕНИЕ персонала, амортизацию имущества, ОГЛАВЛЕНИЕ имущества и его выбытие, организационные и управленческие расходы).

К прочим расходам относятся:

– штрафы, пени, неустойки;

– расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году;

– другие расходы, относимые к прочим;

– платежи в возмещение причиненных убытков (от списания недостач материальных ценностей и денежной наличности, от списания активов и невзысканной дебиторской задолженности);

– расходы на благотворительность;

– расходы па осуществление спортивных мероприятий, отдыха;

– расходы как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности;

– другие расходы.

В зависимости от формы установления и расчета можно выделить процентные и комиссионные расходы.

Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации, включают следующие группы затрат.

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды; эксплуатационные расходы по содержанию зданий; и т.д.

Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на заработную плату.

Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, с владельца автотранспортных средств, на пользователя автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т.е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка).

Расходы по формированию резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, потерь по ценным бумагам, дебиторской задолженности и прочим активным операциям, являются особой группой расходов, они отражают процесс переоценки различных групп активов банка по рыночной стоимости.

По влиянию на налогооблагаемую базу расходы банка делятся на две группы:

• расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т.е. учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;

• расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.

Для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в состав расходов банка включаются:

– начисленные и уплаченные проценты по вкладам, депозитам, расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам;

– начисленные и уплаченные проценты по облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и другим долговым обязательствам банка;

– начисленные и уплаченные проценты по полученным кредитным ресурсам;

– уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, проценты по остаткам на корреспондентских счетах;

– уплаченные банком комиссионные сборы за покупку/продажу иностранной валюты;

– проценты и комиссионные сборы, уплаченные банком в счет прошлых лет, возврат банком процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые годы в пределах срока исковой давности;

– амортизационные отчисления основных фондов, нематериальных активов, используемых для осуществления банковской деятельности;

– расходы банка по аренде основных фондов, используемых для осуществления банковской деятельности;

– расходы на проведение всех видов ремонта основных фондов, принадлежащих банку или арендованные им, если это предусмотрено договором аренды;

– затраты в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов на представительские расходы; плата учебным заведениям за предоставление услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников; компенсации за использование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей;

– оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, оказываемых банку на договорной основе;

– расходы банка по оплате канцелярских, почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи; специальной литературы, нормативных и инструктивных актов; подписки на газеты и журналы, необходимые для осуществления банковской деятельности;

– расходы на оплату услуг по переводам денежных средств;

– суммы налогов на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, с владельцев транспортных средств, других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг);

– расходы, связанные с изготовлением и внедрением расчетно-платежных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и др.);

– расходы, связанные с организацией и выпуском банком акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых обязательств и прочих ценных бумаг;

– суммы отчислений в резерв на возможные потери по активным операциям, подлежащие резервированию в соответствии с порядком, установленным Банком России;

– затраты на оплату труда работников;

– эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, служебного автотранспорта, как принадлежащих банку, так и арендованных банком.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Расходы сверх норм нс уменьшают налогооблагаемую базу банка.

По структуре расходов в 2011 г. в условиях продолжающегося смягчения политики банков в отношении оценки кредитных рисков объем чистого доформирования резервов на возможные потери (за минусом восстановленных) сократился почти в 2,1 раза – на 123,4 млрд руб. и составил 8,2% в структуре факторов снижения прибыли против 17,8% в 2010 г.

Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитных организаций, увеличились за 2011 г. на 15,7% – с 81,5 до 91,8% в структуре факторов снижения прибыли. Вместе с тем отношение данных расходов к валовому чистому доходу за год сократилось в целом по банковскому сектору с 56,5 до 50,5%[1].

Политика коммерческих банков в отношении расходов направлена на их разумную минимизацию и рациональное использование имеющихся средств. В банках с этой целью проводится анализ:

• фактического объема и структуры совокупных расходов банка в динамике за ряд лет;

• соотношения между различными их видами;

• удельного веса каждого вида расхода в общей сумме совокупных расходов и в соответствующей группе.

Кроме того, банки с целью контроля за расходами составляют следующие бюджеты (финансовые планы): финансовых ресурсов, операционных доходов и расходов, хозяйственных расходов, расходов на сотрудников, коммерческих и административных расходов, капитальных вложений.

Для оценки адекватности уровня расходов банка используются следующие финансовые коэффициенты:

Банк России для оценки качества расходов банка использует показатель структуры расходов банка, который рассчитывается по следующей формуле:

где Рау – административно-управленческие расходы, включающие в себя расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата, эксплуатационные расходы, расходы на аудит, арендную плату, расходы по публикациям; ЧД – чистые доходы, представляющие собой сумму финансового результата банка без учета операционных расходов и начисленных (уплаченных) налогов.