Людвиг Фейербах (1804-1872) инициировал отход в Германии от идеалистической метафизики, представленной здесь Гегелем, к натуралистической и материалистической философии. Выступая против традиционной метафизики, он утверждал, что отдельные вещи суть сущее, а идеи — лишь абстракции. По его мнению, бытие выше мыслей, подчиненных его законам, и мерилом истины являются не определяющие его понятия, а существующие явления.Его философия не имеет никакой философии, выражая тем самым поворот к минималистскому, конкретному , настоящая философия. В теории познания Фейербах проповедовал принцип сенсуализма, утверждая, что познаваемо только чувственное, а «в чувственности заключается тайна непосредственного познания».
Продвигая натуралистическую концепцию, он постулировал необходимость воссоединения философии с естествознанием, что, по его мнению, принесло бы гораздо более благотворный эффект, чем традиционное связывание ее с теологией. «Задачей нового времени было осознать и очеловечить Бога — преобразовать и переплавить теологию в антропологию». Это ключевое положение, содержащееся в работе «Принципы философии будущего», характеризует его программу, в центре которой стоит человек, наиболее совершенный представитель мира природы.
Фейербах не только естествоиспытатель, но и материалист, убежденный, что природа, будучи единственно сущим, по своему существу исключительно материальна. Следствием этого взгляда стало механистическое понимание психических проблем и известные лаконичные утверждения: «Мысль из бытия, а не бытие из мысли» и «Человек есть то, что он ест», имея в виду, что ментальная сфера настолько полностью зависит от материальным, которым она быть не может. К первому следует относиться иначе, чем как к проявлению процессов преобразования формы материи, происходящих во всей природе по сходным правилам.
Фейербах ставил человека на первое место в философии: он считал его ее собственным предметом, а антропологию — всеобщей наукой. Как он вспоминал, «Бог был моей первой мыслью, разум был моей второй мыслью, а человек был моей третьей и последней». То есть от сначала богословской, а затем гегелевской философии он перешел к антропологической. Человек, однако, не противостоял природе, а был ее неотъемлемой частью и, по общему признанию, наиболее совершенной, но лишь продуктом фейербаховского «антропологизма», определенно являвшегося разновидностью натурализма. Совершенство человека среди других элементов природы заставило его относиться к нему как к идеалу, новому идеалу взамен прежних сверхъестественных существ. Человек создан не по образу и подобию Божию, а наоборот: Бог через человека по образу и подобию своему.
Следствием такого взгляда, по Фейербаху, является освобождение человека от чувства зависимости от высшего бытия, снятие вечного дуализма: конечность-бесконечность и подчинение его изначальной зависимости от природы, от которой когда-то зависели религии. развитый. Поскольку кроме природы ничего не существует, то и над ней нет ничего, что создавало бы нормы. Нет большего блага, чем она, и она заслуживает высочайших почестей.
Основными положениями взглядов Фейербаха являются:
— Оппозиция идеалистической метафизике. он вернулся к утверждению, что отдельные вещи суть существа, а идеи — только абстракции. Мысль подчинена законам бытия, и только явления могут измерить истину. Высказывая такие взгляды, он стал полным противником Гегеля и совершенно отошел от идеализма.
— Сенсуализм и материализм. Фейербах: «Моя философия в том, что у меня нет философии». Его философия существовала. Однако он отличался от тогдашних: более конкретным, эмпирическим, реальным. В духе начала эпохи он писал: «Философия должна воссоединиться с естествознанием, а естествознание с философией», «Эта связь, основанная на взаимной потребности и внутренней необходимости, будет более прочной, счастливой и плодотворной, чем нынешние незаконные отношения между философией и теологией». Философия Фейербаха была довольно проста. В теории познания от рационализма он обращался не только к эмпиризму, но и к сенсуализму. Теоретически он перешел от бытия и идеализма к натурализму. Он утверждал, что существует только природа, что все сущее подчинено одним и тем же законам природы.Он был не только натуралистом, но и материалистом: он был убежден, что
-Антропологизм. Для Фейербаха самым важным был человек, собственно предмет философии, а антропология — универсальная наука. Он видел в человеке, как и во всем сущем, творение природы. Антропологизм Фейербаха был формой натурализма. Он рассматривал человека как творение природы, не более того, но как самое совершенное из ее творений. Вот почему он был для него в то же время идеалом: новым идеалом вместо старых сверхъестественных идеалов.
-натуралистическая этика. Натуралистические установки Фейербаха проявились и в его этике. Поскольку нет ничего, кроме природы, нет ничего выше ее блага, и она заслуживает высочайшего почитания. Прежде всего человек как наиболее совершенное творение природы. У человека есть все инстинкты, заложенные в нем природой. Такая этика должна была быть мирской. Идеи вечности и бессмертия противостояли Фейербаху и с нравственной точки зрения: он считал, что мы начинаем жить настоящей жизнью только тогда, когда осознаем, что смерть есть реальность; потому что тогда наши мысли и действия сосредоточены на том, что реально, они не рассеиваются в загробной жизни. Тем не менее именно в этике Фейербах нашел предел материализма. Он считал, что материализм учит тому, что есть, а не тому, что должно быть; то, какова природа, не означает, как следует жить.
— Натуралистическая теория религии. Фейербах всю жизнь думал о религии. Человек создан не по подобию и образу Божию, а наоборот: Бог через человека по образу и подобию своему. Вот даже совсем простые потребности, которые приводят человека к религии.Без человеческих желаний не было бы богов, а боги человека таковы, как его желания. В религии удовлетворяются особенно юношеские потребности, и потому она важна в юношеский период человечества; затем его заменяют образование и культура, реализующие более поздние человеческие мечты.
Тем не менее Фейербах считал, что потребности, ведущие к религии, вечны, — и поэтому религия вечна. Он считал, что ее роль важна: великие эпохи в истории человечества различаются прежде всего своим отношением к религии. Наступает новая эра, когда меняется отношение людей к религии. Фейербах также сохранил свою веру в величие религии: он сказал о себе, что, сводя религию к антропологии, он скорее возвысил антропологию до теологии. Для своей страны Фейербах был пионером, как философским, так и политическим, выступавшим против идеалистических доктрин немцев, ведущих к культу прусского государства и националистическому тотализму. Его учение привело к гуманизму.

Натурализм Фейербаха