Международное сотрудничество в борьбе с финансовыми преступлениями обусловлено быстрым развитием интеграционных процессов, упрощением порядка въезда и выезда, поэтому проблема приобретает все более глобальный характер.

Отмывание денег, коррупция, финансирование терроризма, налоговые и другие финансовые преступления могут угрожать стратегическим, политическим и экономическим интересам как развитых, так и развивающихся стран. Общим фактором в этих преступлениях является то, что все они совершаются в обстановке секретности, недостаточности нормативно-правовой базы, слабого регулирования и межведомственного сотрудничества. Поэтому противодействие этой деятельности требует большей прозрачности и усиления сотрудничества между различными правительственными организациями[1].

Сегодня организованная преступность представляет собой сложную иерархическую систему организованных преступных формирований, каждое из которых имеет свою специализацию в криминальной среде по контролю различных отраслей экономи- ки, включая кредитно-финансовую сферу как наиболее подверженную криминальному влиянию, от которой напрямую зависит

стабильность ситуации в реальных секторах экономики.

В рамках противодействия преступным посягательствам в этой сфере в 2013 г. органами внутренних дел выявлено более 42 тысяч преступлений, совершенных в кредитно-финансовой сфере. В том числе объем операций по выводу средств из России за рубеж, которые банки квалифицируют как подозрительные, составляет около полутора триллионов рублей в год[2]. В 2014 году наблюдался дальнейший рост этого вида преступности.

Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего, это сотрудничество на двустороннем уровне. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками открывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности. Преступность сегодня становится все более сложной по своей природе и международной по своему размаху. Чтобы бороться с этой угрозой эффективно и добиться справедливости по отношению к потерпевшим от коррупции, необходимо координировать надзорную, правоохранительную и контрольную деятельность внутри государства, а также работать в партнерстве с коллегами на мировой арене[3].

Главными международными организациями по борьбе с финансовыми преступлениями выступают ФАТФ (Международная группа по борьбе с финансовыми преступлениями — Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

Существует связь между методами, используемыми для отмывания доходов от преступлений и уклонения от уплаты налогов. Повышение прозрачности и укрепление сотрудничества между различными государственными учреждениями являются ключевыми компонентами в борьбе с данными видами преступной деятельности. аметное место в международном сотрудничестве по развитию региональных и глобальных финансов имеет сотрудничество России с ОЭСР. Началу официального сотрудничества способствовали как внутренние преобразования в России, так и реформы самой ОЭСР по расширению своего членства. Нормативно-правовой и институциональной основой сотрудничества России и ОЭСР явилась в первую очередь подписанная в 1994 г. Декларация о сотрудничестве между Российской Федерацией и ОЭСР, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России. Для России сотрудничество с ОЭСР в текущем статусе страны-партнера и в дальнейшем в статусе страны-члена имеет немаловажное значение. В глобальной экономике обеспечение качественного аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР является одним из приоритетов международного сотрудничества, поскольку открывает доступ к международной экспертизе высокого уровня, позволяет участвовать в выработке стратегических направлений развития современной экономики и мировых финансов. Большое значение для России имеет определение ОЭСР кредитного рейтинга, влияющего на условия заимствования на глобальных финансовых рынках[4].

ОЭСР запустила платформу по борьбе с финансовыми преступлениями на конференции по вопросам налогов и преступлений, которая состоялась в г. Осло в марте 2011 г.[5]

ОЭСР установила. Кроме того, стандарты налоговых мер борьбы со взяточничеством. В 2009 г. были приняты рекомендации по мерам в области налогообложения для дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок, а в 2010 г. — рекомендации, облегчающие сотрудничество между налоговыми органами и другими правоохранительными органами по борьбе с тяжкими преступлениями.

В соответствии с требованиями рекомендации ОЭСР 2009 г. прямо запрещены налоговые вычеты за взятки иностранным должностным лицам. Это повышает общий уровень информированности бизнес-сообщества о незаконности подкупа и увеличивает затратность таких действий. В рекомендации также подчеркивается необходимость выявления налоговыми органами любых отчислений на выплату взятки и обязательность сообщения о таких случаях в соответствующие правоохранительные органы для возможного судебного преследования взяточничества.

Чтобы помочь с налоговым администрированием, ОЭСР предлагает программы по повышению осведомленности в рассматриваемой сфере. Работая в этой области, ОЭСР стремится охватить все страны и ликвидировать пробелы в организации противодействия отмыванию преступных доходов.

Другая важнейшая организация в сфере борьбы с финансовыми преступлениями — Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) — это служба Европейской комиссии, ответственная за борьбу с мошенничеством и другими нелегальными действиями, направленными против бюджета Европейского союза. OLAF имеет двойственный статус: бюро проводит свои административные расследования в полной мере независимо от различных учреждений и ведомств, а также государств — членов Европейского союза, но правление OLAF, которое разрабатывает политику и методику борьбы с мошенничеством и незаконными действиями, подпадает под юрисдикцию Европейского Комиссара по налоговому, таможенному, аудиторскому регулированию и борьбе с мошенничеством.

Важным инструментом деятельности OLAF является Система Управления Нарушениями (IMS). Когда государство — член ЕС получает информацию о мошеннических или иных неправомерных действиях в составе своих учреждений, или они выявляются в ходе финансирования проектов, компетентные органы обязаны сообщить в OLAF о факте мошенничества и предоставить всю необходимую информацию.

Ежегодно OLAF расследует около 200 фактов мошенничества. Около 90% из них раскрываются. В состав бюро входит не более чем две сотни следователей, общий же штат OLAF составляет порядка 500 сотрудников.

Таким образом, в целях достижения поставленной перспективной задачи увеличения усилий по противодействию серьезным финансовым преступлениям следует анализировать передовой опыт применения не только национальных, но и глобальных мер в данной сфере.

[1] Трунцевский Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2014. N 11.

[2] Ущерб от финансовых преступлений в России превысил 20 миллиардов рублей URL: http://lenta.ru/news/2014/03/04/fincrime/

[3] Савенков А.Н., Савенков А.А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2012. N 21.

[4] Ноздрев С.В. Основные характеристики международного финансового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 12.

[5] Сухаренко А.Н. Антикоррупционная конвенция организации экономического сотрудничества и развития: российский сценарий URL: http://dpr.ru/journal/journal_49_26.pdf

Особенности международного сотрудничества в борьбе с финансовыми преступлениями- из реферата Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Метки: