1. Понятие социализации
Социализация (по Малевской) представляет собой сложный, многосторонний процесс обучения, благодаря которому человек — биологическое существо — становится социальным существом, членом определенного общества и представителем определенной культуры.
Это процесс становления тем, чем хочет нас видеть социальная среда.

2. Социализация и воспитание
Социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Социализация — это преднамеренное и непреднамеренное действие, а воспитание — преднамеренное действие. В образовании на человеческое развитие и формирование личности влияют институты (семья, церковь, а в случае социализации неформальная среда, группы сверстников, друзья, окружающая среда, рабочие места, влияние средств массовой информации (например, рекламы)
.

3. Содержание, приобретаемое в процессе социализации
1) В ходе социализации человек усваивает определенные навыки, особенно те, которые позволяют осуществлять социальные взаимодействия — общение, язык, знаки, символы.
2) В ходе социализации человек усваивает социально приемлемые образцы и нормы поведения с выражением эмоций.
3) Человек усваивает ценности, то, к чему мы стремимся, цель наших действий, чему мы следуем.
4) Мы приобретаем навыки использования полезных в жизни предметов, которые позволяют нам эффективно функционировать.

4. Механизмы социализации
1. Поощрения и наказания
2. Механизм подражания
3. Символическое сообщение — касается того, что хорошо и что такое плохо, что мы получаем, обучая других людей, используя язык = стандарты поведения.

5. Социализация и личность.
Социализация — понятие более широкое, чем воспитание (понимаемое как сознательное и преднамеренное воздействие на человека по определенным схемам), социализация включает в себя и другие воздействия, даже непреднамеренные.
Личность – своеобразная психологическая призма, в которой разлагаются факторы внешней среды. Люди с разными характерами ведут себя по-разному. Это фактор, стабилизирующий наше поведение, благодаря которому мы имеем дело с постоянством поведения в различных ситуациях. В классической психологической теории термин «личность» использовался для обозначения организованной структуры индивидуальных характеристик и поведения, которые определяют, как человек приспосабливается к своему окружению.

6. Личностные детерминанты поведения.
7. Ситуационные детерминанты поведения.
8. Личность как объект интереса антропологии (социальной и культурной) и социологии.

9. Авторитарная личность (Ф.Адорно) — это, например, попытки объяснить, как мог возникнуть гитлеризм.
Черты, типы личности по Т. Адорно: одобрение нетрадиционных привычек, согласие на суровое наказание людей, признающих отличные от нас нормы, личность, некритически подчиняющаяся авторитетам, сильное чувство угрозы, нежелание проникать в собственную психику, но и в психику других людей, склонность к враждебности по отношению к другим группам, высокая степень этноцентризма, ригидность, сухость, неприятие индивидуализма и творчества, преувеличенный интерес к сексуальным вопросам.

10. Базовая и модальная личность.
Базовая личность: это сочетание личностных элементов представителя данной культуры, гармонизированное с ее институтами. Это основа эмоциональных установок и систем ценностей, общих для членов множества. Индивидуальные личности создаются на основе личности. Создатели базовой личности считали, что различия базовой личности разных культур связаны с разными способами воспитания детей: строгостью, дисциплиной, интенсивностью чувств.
Модальная личность: это относится к определению ценности, встречающейся в сообществе, используемой в статистике, это тип личности, который чаще всего встречается в данной популяции.

11. Типы личности: самоуправляемый и
конформистский
Основное направление развития человека — самоуправляемая организация своего поведения. Самонаправленность — это не психическая особенность индивида, а состояние, показывающее направленность его устремлений в конкретное время и пространство.
Конформист.
В социологии это один из способов приспособления социальной единицы. По Роберту Мертону, оно означает согласие на достижение социальных целей группы с использованием общественно признанных средств или, в более широком смысле, реализацию социальных норм и ценностей данной референтной группы. Конформистское поведение в группах является показателем высокой сплоченности этих групп.

12. Социальные позиции (заданные и достигнутые)
Социальная позиция: положение человека в сообществе.
Приписанные позиции: занятие, на которое человек не имеет влияния, оно отмечено для нас помимо нашей воли, от него невозможно убежать.
Достигнутые должности: мы их добились сами, они также могут быть навязанными должностями, но мы имеем некоторое влияние на их занятие.

13. Социальные роли.
Это совокупность прав и обязанностей, связывающих всех, кто занимает данное социальное положение, независимо от личностных особенностей. Это позиционный образец поведения, позиционный сценарий. Например, роль врача, которая предполагает наличие определенного пула нормативных ожиданий, правил должного поведения.

14. Конструкции социальных ролей — элементы
3 элемента:
предписанное поведение — напр. мать должна заботиться о
запрещенном поведении ребенка — напр. Мучить ребенка
сохранение свободы — т.е. масштаб и степень проявления чувств

15. Конфликт ролей
Расхождение социальных ожиданий, связанных с различными социальными позициями, одновременно занимаемыми индивидом, например Конфликт семейных и профессиональных обязанностей.

16. Взаимосвязь социальных ролей.

17. Понятие о социальных ролях в функционально-структурном аспекте.
Мы трактуем роли как факторы, упорядочивающие социальную реальность, каждой роли присваиваются определенные стандартные модели поведения (предсказуемость поведения людей в конкретных социальных ролях — фактор, стабилизирующий общество). Роли противодействуют изменениям, хотя и не исключают их полностью, динамический фактор — граница свободы (наказанный и запрещенный элемент).

18. Концепция социальных ролей в интерактивной перспективе.
Социальные роли трактуются не как нечто готовое и навязанное, а как нечто, создаваемое заново в процессах индивидуальных взаимодействий. В подходе к ролям у человека есть много возможностей: полностью идентифицировать себя — «играть» убежденно, подходить с запасом и «играть» с долей скептицизма или вообще отказаться от этого. Главный объект интереса — предел свободы, которым обладает человек.

19. Влияние социальных ролей на личность.
У каждого человека разная личность, потому что в зависимости от ролей, которые они играют, личность человека меняется, тогда социальная роль становится частью структуры личности (тюремный эксперимент профессора Зимбардо). Влияние социальной роли на личность сильнее, чем наоборот, а это значит, что даже хороший человек, вынужденный играть роль зла, изменит себя под влиянием этой роли. Влияние социальных ролей часто используется в психотерапевтических целях.

20. Влияние личности на социальные роли.

21. Социальная идентичность личности
— Бергер считал, что идентичность индивида — это процесс, который постоянно определяется и воспроизводится в каждой социальной ситуации, в которую попадает человек, и скрепляется нитью памяти. Идентичность — это непрерывный процесс, она постоянно находится в процессе созидания и создается в каждой социальной ситуации. Следует подчеркнуть, что каждая новая социальная ситуация модифицирует идентичность, но фундаментальное значение для чувства идентичности имеет память. Интересен не только смысл идентичности личности, но и то, как идентичность личности воспринимается извне другими /кто я?; кто он/она? Видя, как нас оценивают другие, мы это осознаем и нам это не безразлично, и это даже влияет на наше восприятие самих себя.
— Социальная идентичность — мы определяем себя через сферу, определенным образом принадлежность к социальной группе. Это субъективное ощущение, но с объективными критериями.

22. Концепция отраженного Я
– определяет наше «Я» как зеркальное отражение нашего «Я» в глазах других. Для социологии интересна не только личная идентичность, но и социальная идентичность / производная от принадлежности индивида к различным группам и социальным категориям. Он имеет субъективный и объективный подтекст.

23. Индивидуальная идентичность и социальные роли
— существует тесная связь между личностью человека и исполняемыми им социальными ролями, они воздействуют на личность человека и меняют представление о самом себе. Социальные роли тем сильнее трактуют идентичность индивида, чем глубже индивид идентифицирует себя с ней и чем глубже он интериоризирует эту роль в себе.

24. Мужчина в «калейдоскопе смены ролей»
— изменчивость идентичности вытекает из факта значительной социальной дифференциации. В традиционном многопоколенном обществе социальные роли передавались из поколения в поколение, поэтому эти роли были четко определены. Напротив, в современном обществе человек живет в «калейдоскопе смены ролей»; время от времени он кто-то другой. Тем не менее во всем этом есть некая главная роль — ключевая роль, которая чаще всего связана с профессиональной ролью. Следует подчеркнуть, что социальное положение определяет наши склонности, образ самих себя.

25. Виды социализации:
— первичная социализация;
— вторичная социализация;
— ресоциализация;

26. Первичная социализация
(С. п.) — тип социализации, которую человек проходит в детстве, когда он узнает о социальном поведении. В ходе сп узнает мин. как пользоваться мимикой, языком, нормами поведения, отведенными для выполнения основных социальных ролей (усваивает роль ребенка, девочки) и т.д. Фаза sp заканчивается, когда концепция так называемого «обобщенное другое». Ребёнок сначала связывает запреты и приказы с конкретными людьми, позже он узнает, что существуют какие-то надындивидуальные правила, правила общесоциального значения => «обобщение другого». Когда ребенок достигает этого состояния, мы говорим о вторичной стороне.

27. Вторичная социализация
(S.w.) — применяется к юнитам, уже прошедшим сп; у них есть знания о правилах общественной жизни. S. w. стремится расширить эти знания и показать, как
их использовать. В рамках sw человек усваивает больше правил в отношении новых социальных ролей. В ходе него снижается значимость эмоциональных связей со значимыми людьми.

28. Социальная реабилитация
Она не начинается с нуля, индивидуум уже «спасен, ущербен». Процесс социальной реабилитации начинается со «стирания», оставляя место для новой социализации, заключающейся в необходимости переосмысления биографии данной личности. В случае с социально реабилитированным лицом приобретаемое новое содержание требует отказа от ранее усвоенного содержания. Человек должен взглянуть на свое прошлое и переоценить его, изменив оценку.

29. Понятие социального контроля:
1. По Штомпке — система социальных санкций — негативных и позитивных, и органов — групп, организаций, учреждений — применяющих такие санкции.
2. по Шацке — все механизмы, которые запускают, а иногда и усиливают сотрудничество, поддерживающее социальный порядок.

30. Механизмы внутреннего и внешнего контроля.
Институты и институционализация человеческой деятельности являются одними из основных механизмов широко понимаемого социального контроля. Институты контролируют действия людей, навязывая модели поведения, которые заставляют их вести себя определенным образом, и определяют как действительный один из многих возможных вариантов действий.

КОНТРОЛЬ
Внешний Внутренний
Только при отказе механизма Процесс социализации —
внутренний контроль. создается контроль, этот механизм работает, когда на нормы, ценности и образцы поведения
передаются внешние, т.е. санкции, т.е. наказания и поощрения . В случае их интериоризации социальный контроль переносится внутрь.

поэтому
создаются механизмы внутреннего контроля.

31. Формальный и неформальный контроль.
Формальный и неформальный контроль
Все, что написано в регламентах, это все образцы поведения
отдельных организаций и объединений, передаваемые в отношениях
и, прежде всего, в государственных личных и все реакции
правовых кодексов и санкций, применяемых стихийно
и на привычной основе

32. Санкции в социальном контроле
Внутренний – все виды контроля имеют свой репертуар внутренних санкций, отрицательная санкция раскаяние

Внешний – имеет обе
положительные санкции: • знаки уважения, повышения престижа;
• негативные: насмешки, игнорирование, презрение, остракизм, исключение.

33. Определения конформизма.
Конформизм – приспособление собственного поведения и образа мыслей к поведению и образу мыслей других членов данного сообщества.
Индивид одобряет ценности, признанные в данном сообществе, и в то же время придерживается применимых моделей поведения. Понимаемая таким образом, она может принимать разные формы, потому что мотивы, заставляющие людей поступать в соответствии с нормами, могут быть разными. Люди могут следовать стандарту, потому что считают его правильным, справедливым, хорошим; либо они считают, что это нужно делать, либо это конъюнктурно (т.е. они следуют норме из страха перед наказанием или для так называемого «душевного спокойствия»).

34. Основы конформистского поведения.
• поиск определенной информации – поведение других людей подсказывает нам, как вести себя, чтобы справляться с различными ситуациями; это дублирование поведения других людей;
• страх наказания – люди знают, что они должны вести себя так, как от нас ожидают другие, страх наказания иногда сильно интернационализируется, несмотря на отсутствие наблюдательности, ведет себя так, как того требуют окружающие;
• желание быть принятым другими – люди хотят участвовать в жизни общества, это основа взаимоотношений и эмоциональных связей, что часто приводит к неожиданному поведению (групповое давление, например, при групповых самоубийствах).

35. Способы определения отклонений. Спорные проблемы (отрицательное и положительное отклонение, понятие нормы, пределы толерантности и др.).
Отклонение – «ненормальное» отклонение; поведение, отклоняющееся от стандартов, может быть девиантным, это могут быть положительные или отрицательные отклонения, например, чрезмерная смелость, недостаток воображения или отсутствие инстинкта самосохранения (это определенная форма патологии). Девиантность ломает конформистское поведение;
Интернационализм определяет девиантность как конструируемый ими социальный феномен. Именно люди определяют, что такое девиантность (что воспринимается как девиантность) и как они на это реагируют.
Норма — нормы, к которым мы привыкли, социально принятое поведение, нарушение нормативных норм приводит к девиации;
Пределы толерантности — зависят от общества, чем однороднее общество, тем маргинальнее предел толерантности меньше, и наоборот — чем больше разнообразие в обществе, тем больше пределы (плюрализм).

36. Понятия девиации в функционалистско-структуралистской теоретической перспективе.
Девиантность, понимаемая с этой точки зрения, различает три теории, указывающие на причины девиации:
• Девиация понимается как результат неурегулированности социальной системы — социально-политические изменения, рыночные изменения, войны — все это влияет на неурегулированность социальной системы; они ведут к крушению единой системы общепризнанных норм, вызывают дезорганизацию общества, старые нормы, уже не соответствующие новым условиям. Такая атмосфера означает, что в обществе нет четкого понимания того, какие социальные нормы следует соблюдать, что приводит к нормативному хаосу (столкновению разных культур);
• Девиантность понимается как результат культурной трансформации – в социальной группе создаются субкультуры, девиантное поведение которых переносится в другие группы, в которых они хотят доминировать, как следствие, определенные ценности, нормы и модели поведения, соответствующие им, передаются в современная культура; некоторые негативные ценности, ранее действовавшие в субкультурной группе, проникают в более широкие слои общества;
• Девиация в результате неэффективных социальных механизмов — Кот считал, что государство создано по соглашению, разделяемому людьми, которое должно уважать определенные законы, нормы, благодаря чему оно ограничивает свободу человека, но обретает чувство защищенности. В соответствии с этим девиация естественна (собственный интерес важнее всего и поэтому стремится к его достижению). Если люди действуют в соответствии с нормами, то только потому, что есть какой-то внешний контроль, который навязывает их. Люди подсчитывают, какую прибыль приносит нормативное или наказуемое поведение — этот анализ определяет, ведут ли люди себя конформистски или девиантно.

37. Понятие девиации в теоретической перспективе символического интеракционизма.
Перспектива символического интеракционизма — мир трактуется как постоянно создаваемый и трансформируемый, а не как данный навеки.
Исследователь обращает внимание на то, как возникает девиантность и какова реакция на людей, ведущих себя не в соответствии с нормами, и занимается последствиями этих реакций.
Символический интеракционизм показывает девиацию как социально сконструированное явление. Его сторонники утверждают, что девиантность — это то, что люди воспринимают как девиантность и как они на это реагируют. Отношение к социальной реакции, а не к норме. Общество создает критерий оценки данного поведения, относящийся к норме и к социальной реакции.
Основные вопросы таковы:
1. почему одни виды поведения считаются правильными, а другие — отклонением?
2. почему некоторых людей воспринимают как девиантов и каковы для них последствия?

38. Типология девиации Роберта Мертона
Источники девиации Мертон видел в несогласованности между признанными в обществе ценностями, определяющими цели стремления, и моделями одобряемого поведения, обеспечивающими достижение этих целей. Эти реакции могут протекать в четырех вариантах:
1. Конформизм – индивид одобряет ценности, признанные в данном сообществе, и в то же время относится к применимым образцам поведения
2. Инновация – состоит в одобрении ценностей в сочетании с одновременным несоблюдение признанных моделей поведения.
3. Ритуальность – индивид не одобряет признанных в сообществе ценностей, а следует сложившимся образцам поведения
4. Бунт и бегство – личность полностью отказывается как от системы ценностей, так и от моделей поведения. Бунт принимает активную форму, а бегство пассивную Бунт может привести к трансформации общественного устройства (революционеры), а бегство есть форма эскапизма (внутренняя эмиграция, эгоцентризм) 39. Девиантность как социально конструируемое

явление
Интеракционизм определяет девиации как конструируемый ими социальный феномен. Именно люди определяют, что такое девиантность, т.е. что воспринимается как девиантность и как они на это реагируют. Критерием отклонения является отнесение поведения не только к норме, но и к социальной реакции. Девиантность – нечто относительное, изменяющееся в ходе истории. Важным элементом создания девиации является социальное подкрепление, когда в какой-то момент кто-то начинает проявлять девиантное поведение, т.е. угрожающие состояния вне зависимости от фактического состояния. Искусственное создание отклонений связано, например, с усилением уголовной ответственности

40. Теория социальной стигматизации.
Другими словами, теория социальной маркировки. Он считает, что согласно теории девиантным становится любой, кого социальная среда считает девиантным. Важен момент, когда общество навешивает на него ярлык девианта. Это форма первичной девиантности, однако не каждому человеку, нарушившему нормы, присваивается ярлык девианта, а лишь некоторым. Вместе с навешиванием на человека ярлыка меняется и отношение к нему окружения, так что он или она вскоре становится и ведет себя в соответствии с ярлыком. Этот человек начинает трансформировать образ самого себя, начинает думать о себе как о девиантном. Согласно присвоенной категории. Мы называем это явление феноменом карьеры-идентичности, согласно которому девиант входит в отведенную ему роль, принимая ее и проявляя свое поведение,

41 Отрицательные и положительные последствия девиации.
Отрицательное
Чаще всего мы обращаем внимание на негативные последствия девиации, потому что она часто нарушает социальный порядок, нарушая действующие в обществе нормы. Если девиантное поведение не наказывать, то они еще больше ослабляют конформистские тенденции, видя, что можно жить по-другому. Девиации опасны для группы, в которой находится девиант, кроме того, девиация психологически затратна (затрачивает энергию на отношения с членами группы), материальные негативные последствия девиации — дисфункции.
Положительный
-отклонение позволяет объяснить смысл норм (бывает, что большинство норм не формулируется явно и отклонение позволяет найти его смысл зная, что такое отклонение, мы можем определить, что такое норма, найдя ее пространство. Это фон, в пределах которого определенные создаются нормы — девиация помогает
определить идентичность группы и установить ее границы (группу людей, создающих определенные нормы поведения. Создавая свою группу, мы исключаем из нее девиантов, и это позволяет нам точно очертить границы внутри которому должно подпадать поведение всех членов группы.Согласно этой теории, девиант – это индивидуум, у которого активность вышла за границы, установленные группой, когда общество требует от него объяснения своих проступков, конкретизируя характер и местонахождение этих границы.
— девиантность влияет на сплоченность группы, воспринимая девиантное поведение как угрозу и мобилизуя группу на сопротивление ему.
-отклонения являются предохранительным клапаном для социальной неудовлетворенности (если какие-то нормы нас тревожат, мы не боремся с ними, а начинаем вести себя с ними непоследовательно)
. правильное поведение завтра, поэтому девиантность может стать моделью.)

42 Социальный контроль как реакция на девиантность
Социальный контроль зависимо реагирует на девиантное поведение. Чорович утверждает, что то, что люди считают правильным и неправильным, и то, что они делают, когда их чувство справедливости нарушается, контролирует и составляет предмет исследования общества.

43 Правовой и внеправовой контроль
Формы общественного контроля можно разделить по различным признакам:
— легальный — осуществляемый специализированным государственным аппаратом и являющийся небольшой частью общественного контроля —
внеправовой контроль, осуществляемый всеми социальными системами (семьей, организациями , корпорации, друзья, соседи, местные круги.Все сообщества, в жизни которых мы участвуем, влияют на их членов, чтобы они вели себя приемлемым, ожидаемым образом.
Социальный контроль в этой форме работает во всех социальных группах и даже в субкультурах.

44 Формы и стили социального контроля
Формы
— контроль на основе самопомощи (когда потерпевший сам наказывает своего обидчика, самостоятельно возмещая и возмещая вред. Происходит между двумя людьми. Потерпевшим и обидчиком. — контроль
, где участвуют три человека: 2 стороны конфликта и посредник, который должен судить по делу и конфликту. Стили Говоря о
стилях управления
, мы думаем о цели, которую мы должны выполнить. потерпевшего, добиться согласия, предотвратить дальнейший вред. Таким образом, можно выделить 4 основных стиля контроля:
А. пернализирующая — карательная — внимание сосредоточено на самом поступке (доминирует сейчас)
Б. компенсаторная — обращаем внимание на последствия поступка и стремимся компенсировать потерпевшему
В. примирительная — внимание сосредоточено на отношениях между виновным и поступок жертвы, направленный на примирение
Д. Терапевтический — личность преступника акцентирует наше внимание, пытаясь изменить его личность.

45. Фердинанд Тннис и два типа сообщества Gemeinschaft (сообщество) и Geselschaft (ассоциация).

46.​Местное сообщество и территориальная общность:
МЕСТНАЯ ОБЩИНА — общность людей, проживающих на общей территории (селе, городе), связанных друг с другом системами социальных связей, отличающихся от других подобных сообществ совокупностью самостоятельно выработанных элементов культуры (норм поведения, обычаев, обычаев). и традиции) СООБЩЕСТВО — коллектив людей, в котором создана
и поддерживает (хотя и непродолжительное время) социальную связь
Коллективы – это социальные группы, связанные определенными социальными связями. Сообщество, проживающее на определенной территории, называется сообществом. Нация – это сообщество. Нация как общность — нация есть воображаемая общность, т.е. существующая в той мере, в какой ее члены интеллектуально и эмоционально отождествляют себя с определенной общностью несмотря на отсутствие непосредственного контакта со всеми ее членами. Нация существует при условии, что определенная общность идентифицирует себя как нацию. Процесс формирования наций в сфере сознания означал, что этнические критерии перестали быть единственным основанием принадлежности к общности.
Местная община состояла из семей, связанных кровью и браком. Их было не так много, чтобы все члены не могли собраться. Были прямые личные контакты. Дело доходило до репутации человека. Именно в таких обществах зародился моральный кодекс. В настоящее время местное сообщество исчезает, оно не соответствует нынешнему направлению социальной эволюции. С точки зрения непосредственных отношений и всеобщего участия во всем, она представляет собой элемент, который мы утратили и который нам придется восстанавливать в той или иной форме сотрудничества для обеспечения существования нормального общества.

47. Методологические аспекты исследования социальных структур, т.н. средний диапазон.
Теория среднего уровня в социологии — это теория, относящаяся к определенным социальным явлениям или популяциям, которая не может быть экстраполирована в глобальном масштабе, но полезна для описания конкретных условий социальной жизни. Построение такого типа теории было предложено Робертом Мертоном в противовес существовавшей в первой половине 20 века тенденции строить большие теоретические здания, малопригодные для интерпретации частных случаев социальной действительности

.

социализация
ПЕРВИЧНАЯ, которую человек проходит в детстве и благодаря которой он становится членом общества. В ходе него он учится пользоваться языком и жестами, узнаёт, что он ребёнок, девочка или мальчик, усваивает, что младших братьев и сестер надо не бить, а заботиться о них, то есть усваивает модели поведения и основные социальные роли. Он также узнает, что его родители имеют над ним власть и им следует подчиняться, что они важнее других людей вокруг него, что они ЗНАЧИМЫЕ ДРУГИЕ. Родители, как они есть, — единственные значимые другие, которым ребенок безвозвратно обречен. В результате социальный мир в том виде, в каком его переживают, воспринимают и оценивают родители, представляется ребенку как единственно существующий и единственно возможный мир, как мир «вообще». Наконец, обнаруживается
ВТОРИЧНЫЙ, который касается индивидуума, уже прошедшего первичную социализацию и знающего азбуку социальной жизни в том варианте, который он выучил дома. Вторичная социализация учит вас, как ее использовать. Важная часть этого обучения приобретается в школе. При вторичной социализации он учится быть учеником, другом, плотником, парикмахером, а также мужем, тетей, дедушкой, другом. На способ получения содержания вторичной социализации и на то, будут ли они приняты или отвергнуты, оказывает влияние первичная социализация. Настоящее интерпретируется таким образом, что оно согласуется с прошлым.

Социология образования