Томас Гордон в книге? Воспитание без неудач? представляет инновационную образовательную концепцию. Это альтернатива господствовавшим до сих пор моделям решения проблем между взрослыми и детьми. Введенный Т. Гордоном метод примиряет интересы детей и взрослых, благодаря чему в семьях возникает меньше проблем, а когда они возникают, с ними легче бороться.
Книг по воспитанию детей много, но все они дают только сухие факты, определения, инструкции, как надо. С другой стороны, книга Гордона дает советы и примеры того, как достичь цели, которая для каждого родителя и воспитателя состоит в том, чтобы вырастить и воспитать своего подопечного порядочным, добрым, уважающим людей и ценящим юношу. Он также подсказывает, как делать то, что обычно невозможно или трудно достижимо, а именно, как поддерживать хорошие контакты с ребенком с раннего возраста. Эта книга учит, как сделать так, чтобы простой разговор или повседневный пример, который мы подаем детям, приносил плоды в будущем. Она учит сотрудничеству с ребенком, а не только тому, как отдавать приказы, что делать, чтобы дети слушались нас и когда ребенок делает что-то не так, как его наказывать.
Исходным пунктом этого метода является подлинное принятие ребенка родителями и его внешнее отображение. Речь идет не о том, чтобы постоянно хвалить своего ребенка или постоянно вознаграждать его. Примите своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками. Нельзя критиковать ребенка, когда что-то идет не так или он делает что-то не так. Следует помнить, что мы воспитали их таким образом, что только наблюдая за нами, более взрослыми, более зрелыми людьми, они усваивают привычки и поведение, за которые их наказывают.
Применение «Образование без провалов»? и каждая ситуация повседневной жизни влияет на лучшее функционирование всей семьи: она строит взаимное доверие, честность, понимание и уважение. Она подала в суд на своих родителей, чтобы сохранить авторитет, не прибегая к силе и насилию. Это побуждает детей мыслить независимо и критически и нести ответственность за свое поведение. Этот метод предоставляет ребенку право на самоопределение, а также снимает с родителей ответственность за безоговорочное принятие ребенка. Это дает вам возможность быть подлинным и свободно выражать свои чувства.
Эта книга состоит из шестнадцати глав, которые разделены на подглавы с образцами диалогов между родителями и детьми. Из обсуждаемых глав мы можем узнать, среди прочего: как принять собственного ребенка; что сделать, чтобы дети слушались нас; как научиться слушать наших детей; о проблемах родительской власти; разрешение конфликта; родительский авторитет и много других интересных вещей.
Кроме того, в конце книги есть приложение в виде упражнений для родителей, так вот, например, в представленных ситуациях родитель может проверить, хорошо ли он распознает чувства своего ребенка, может ли потренироваться высказывания, адекватные соответствующим ситуациям, или проверить, как он/она использует свой родительский авторитет.
На мой взгляд, эта книга — одно из лучших руководств такого типа, доступных на рынке. В нем поднимается много интересных и беспокоящих родителей и педагогов тем. Она написана прозрачно и не перенасыщена специальным языком, благодаря чему доступна каждому человеку, как взрослому, так и подростку, который хотел бы узнать, почему их родители ведут себя так или иначе. Благодаря этому руководству мы лучше узнаем своих детей, научимся поступать в трудных ситуациях и предотвращать неприятные события. Очень рекомендую эту книгу всем, кто еще не успел ее прочитать.

«Обучение без неудач» Томаса Гордона