Принято считать, что в России понятие «внутренние дела» охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан, общественной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопасности личности, общества и государства[1].

Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществлящим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. В числе задач МВД России, в пределах установленных полномочий, — государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственное руководство органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности[2].

Органы внутренних дел реализуют свою компетенцию в следующих основных направлениях или видах деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной. Служнбная деятельность ОВД понимается как дозволенный или урегулированный правом способ деятельности органов внутренних дел в конкретной работе16. Управленческая деятельность  органов внутренних дел является организационно-правовым выражением конкретных, однородных действий, совершаемых с целью практического осуществления функций ОВД.

Информационное обеспечение органов внутренних дел это деятельность уполномоченных субъектов, связанная с предоставлением, получением, обработкой и размещением соответствующей информации

С концептуально-теоретических позиций вышеизложенное обусловило целесобразность создания информационных центров в структуре МВД России, которые функционально включены в соответствующие сферы деятельности органов внутренних дел.

Служебная деятельность Информационных Центров органов внутренних дел России заключается в информационно-аналитической поддержке деятельности органов внутренних дел. Базовыми элементами и средствами реализации информационно-аналитической деятельности выступают информационные системы, системы связи и передачи данных, современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, базы (банки) данных правовой информации, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства[3].

С одной стороны, информационно-аналитическая работа Информационных Центров органов внутренних дел России позволяет выявить и познать закономерности, происходящие в негативных социальных явлениях (преступность, нарушения общественного порядка и др.), с другой стороны, отражает результаты повседневной деятельности служб и подразделений по противодействию этим явлениям. Информационно-аналитическая работа Информационных Центров органов внутренних дел России позволяет:

  • провести анализ состояния преступности и охраны общественного порядка за определенный промежуток времени;
  • изучить эффективность и практическую целесообразность каждой конкретной формы, используемой в борьбе с преступностью;
  • оказать помощь соответствующим подразделениям органов внутренних дел по выполнению стоящих перед ними задач[4].

Информационно-аналитическая работа Информационных Центров органов внутренних дел России направлена на создание и поддержание функционирования систем накопление знаний сотрудников органов внутренних дел об объектах управления в процессе выполнения своих профессиональных (должностных) обязанностей, на представление иерархической информации от нижнего к высшему уровню управления с возможностью ее декомпозиции на нижний уровень[5].

Для эффективной реализации служебной деятельности Информационных Центров органов внутренних дел России формируется единое информационное пространство системы МВД России, которое представляет собой совокупность специализированных баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, а также субъектов информационно-аналитической деятельности, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам и обеспечивающих информационное взаимодействие системы МВД России и также граждан.

Системообразующими компонентами Информационных Центров органов внутренних дел России являются:

  • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации, а также объединение различных сетей, систем и комплексов средств связи;
  • средства информационного взаимодействия сотрудников ОВД и граждан с системой Информационных Центров МВД России и их доступа в определенном правовом режиме к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

Очевидно, что функционирование Информационных Центров ОВД способствует существенному расширению информационной базы, необходимой для информационно-аналитической деятельности правовохранительных органов, снижению затрат на процессы поиска, обработки, хранения и отбора исходной информации, выявлению тех аспектов, в рамках которых следует осуществлять аналитическую обработку информации, а также выявление сущности и динамики пространственно-временных и причинно­следственных связей между исследуемыми фактами, явлениями, процессами.

Министерство внутренних дел Российской Федерации утвердило Типовое положение об  информационно-аналитическом центр МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России[6]. Согласно данному приказу Информационный центр подразделения МВД России в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно — справочной, розыскной, криминалистической, архивной информацией; оперативно — справочного, розыскного и криминалистического назначения, информационно — вычислительных сетей общего пользования.

Органы внутренних дел в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности получают огромное количество сведений о частной жизни граждан. В законодательстве (в частности, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»[7]) эта категория сведений именуется как персональные данные.

Статья 3 Закона N 152-ФЗ «О персональных данных» [8] определяет персональные данные как информацию (подчеркнем: любую), прямо или косвенно относящуюся к субъекту персональных данных (то есть физическому лицу). Персональные данные — это персонализированная информация, которая позволяет однозначно определить, о каком именно лице идет речь.

Вместе с тем конкретного перечня сведений, относимых к персональным данным, Закон N 152-ФЗ  не содержат. Указанное обстоятельство как раз и доказывает тот факт, что анализируемое понятие является оценочным, в связи с чем оператор имеет определенный простор для творчества в части квалификации тех или иных сведений в качестве персональных данных. К разряду персональных данных можно отнести информацию, на основании которой возможна безошибочная идентификация субъекта персональных данных. И если речь идет о субъекте — гражданине, то к категории персональных данных имеет смысл отнести информацию о его:

  • фамилии, имени, отчестве;
  • дате и месте рождения;

адресе (месте регистрации);

  • семейном, социальном и имущественном положении;
  • образовании, профессии;
  • доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

Обезличенная информация не может быть отнесена к категории персональных данных.

Помимо общих персональных данных Закон N 152-ФЗ выделяет следующие категории персональных данных:

  • специальные персональные данные (категория персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни). Обработка указанной категории данных не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ;
  • биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность). Такие сведения могут быть обработаны только с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ.

Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то есть в случаях, прямо относящихся к оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и их информационных центров.

Кроме того, одним из значимых составных элементов информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел являются административные процедуры и административные действия, реализации которых строится на базе соответствующих административных регламентов.

Основанием обращения в органы внутренних дел граждан служит право заинтересованного лица, которому соответствует соответствующая обязанность ОВД как публичного органа, выраженная в должной мере поведения, предписанной действующим нормативно-правовым актом.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации[9] граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам. Конституционное право граждан на обращение получило свое непосредственное воплощение в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[10].

Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимает направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации  утвердило единый порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц[11]. Рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального и территориального аппаратов МВД России, а прием, обработка таких обращений часто осуществляется при участии Информационных Центров органов внутренних дел.

Министерства внутренних дел Российской Федерации также определило порядок предоставления государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. Приказом МВД N 707  определены сроки и последовательность исполнения административных процедур, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы, а также устанавлен порядок взаимодействия между подразделениями, должностными лицами органов внутренних дел и гражданами при предоставлении государственной услуги. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, государственным органам, органам местного самоуправления, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней, депутатам представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицам местного самоуправления, юридическим, должностным лицам, их представителям, организациям и общественным объединениям, за исключением случаев, по которым правоотношения регламентируются в ином порядке, установленном международными договорами с участием Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

С 1 октября 2011 г. в рамках реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МВД России приступило к предоставлению государственных услуг и функций в упрощенном порядке[12].

В настоящее время гражданину для получения государственной услуги от МВД России требуется предъявить комплект документов, как правило, имеющихся у него на руках. Большая часть сведений и документов запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти. Граждане, имеющие доступ к сети Интернет, могут получить необходимые услуги на сайте www.gosuslugi.ru.

Следует отметить, что многие аспекты служебной деятельности Информационных Центров органов внутренних дел связаны с необходимостью защиты персональных данных граждан.

[1] Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 5.

[2] Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 12.07.2012) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, N 10, ст. 1334.

[3] Сляднева Н.А.Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы URL: http://abfarida.narod.ru/sladneva.htm

[4] Талхигова Л.А. Совершенствование информационно-аналитической работы в ОВД//Админстративное право и процесс, 2011, № 1.

[5]  Бекренев, В. Л.Информационная модель юридических знаний /В. Л. Бекренев.//Юридическая мысль. -2001.

[6] Приказ МВД РФ от 28.03.2002 N 288 «Об утверждении Типового положения об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России» URL: http://www.lawmix.ru/pprf/50468

[7] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.

[8]Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.

[9] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[10] Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060

[11] Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707  (ред. от 26.02.2015) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957)  // Российская газета, N 9, 17.01.2014.

[12] Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Российская газета. 2010. 30 июля. N 168.

Особенности служебной деятельности органов внутренних дел и ее информационно аналитического обеспечения — из реферата Служебная деятельность Информационных Центров органов внутренних дел России
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *