Анализ юридической литературы и международных документов показал, что термин понятие международной преступности и преступлений международного характерасодержатся в различных международных документах (резолюциях, рекомендациях, обращениях и т.п.). В структуре международной преступности выделяют три элемента: международные преступления, преступления международного характера и преступления, связанные с иностранцами и против них[1].

Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., преступление носит транснациональный характер, если оно совершено[2]:

  1. a) более чем в одном государстве;
  2. b) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
  3. c) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве;
  4. d) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Преступления международного характера относятся к разряду тяжких, одновременно посягают на международный и национальный правопорядок, права и свободы человека, на мирное сотрудничество государств в области экономики, культуры, торговли и представляют общественную опасность для многих государств. Главная опасность этих преступлений не столько в содержании преступных деяний, сколько в их международной распространенности.

Преступления с «иностранным элементом» — это обычные общеуголовные преступления, имеющие существенную особенность, — иностранный элемент. Подобные преступления либо совершают иностранцы, либо посягательства направлены на них самих или связаны с перемещением товаров, предметов, людей через государственные границы и т.п.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой урегулированную нормами международного и внутригосударственного права совместную деятельность субъектов международного права и внутригосударственных правоотношений по обеспечению правовой защиты личности, общества, государства и мирового сообщества от международных и имеющих международный характер преступлений, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок[3].

Особенность правового регулирования международного сотрудничества в расследовании уголовных правонарушений (преступлений, уголовных проступков) состоит в том, что эта деятельность регламентируется как национальными (внутригосударственными) нормативными правовыми актами, так и актами международными. К внутригосударственным правовым основам международного сотрудничества относятся прежде всего Конституция РФ[4], Уголовный процессуальный кодекс РФ[5], законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также межведомственные и ведомственные правовые акты, которые разъясняют и детализируют положения законодательства.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в двух основных формах: в рамках международных органов и организаций (межправительственных и неправительственных) и на основании международных соглашений (рис. 1).

Безымянный

Рис. 1. Направления международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями, существующие на двустороннем, региональном и универсальном уровнях[6]

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в двух основных формах: в рамках международных органов и организаций (межправительственных и неправительственных) и на основании международных соглашений (рис. 2).

Безымянный

Рис. 2. Основные источники (формы), составляющие правовую основу сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью

На протяжении последних лет международным сообществом разработан и открыт для подписания ряд международных договоров, регламентирующих вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Этими международно-правовыми документами регулируется широкий круг уголовно-процессуальных механизмов международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Как традиционных (выдача, взаимная правовая помощь по уголовным делам, уголовное преследование по запросам иностранных государств, исполнение приговоров и иных решений иностранных судов по уголовным делам), так и новых (международный розыск, арест и конфискация денежных средств и имущества, полученных преступным путем, использование средств видеоконференцсвязи, трансграничный розыск и собирание доказательств по делам о компьютерных преступлениях).

Прежде всего ООН вырабатывает стратегию совершенствования международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью как одного из факторов, оказывающих существенное влияние на уголовное правосудие. Одним из основополагающих документов по этим вопросам стала Декларация IV Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, принятая в августе 1970 г. в г. Киото (Япония). Хотя она и не содержит каких-либо конкретных предписаний и норм, применимых к уголовно-процессуальным правоотношениям, ее значение состоит в провозглашении рекомендации о необходимости «предоставить высокий приоритет укреплению международного сотрудничества в области предупреждения преступности»[7].

15 декабря 1980 г. Резолюцией 35/171 Генеральной Ассамблеи ООН одобрена Каракасская декларация, принятая VI Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракас, 1980), провозгласившая руководящие принципы уголовного правосудия. Среди них провозглашена необходимость пересмотра традиционных стратегий борьбы с преступностью[8].

29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/32 Генеральная Ассамблея ООН одобрила Миланский план действий[9], утвержденный VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В Резолюции отмечается, что Миланский план действий — полезное и эффективное средство укрепления международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. В Плане выдвинут ряд рекомендаций по совершенствованию правового регулирования процесса отправления правосудия, отмечена необходимость совершенствования путей и средств сотрудничества при расследовании уголовных дел, разработки новых механизмов такого сотрудничества.

Идеи, заложенные в Каракасской декларации и Миланском плане действий послужили отправной точкой и положили начало разработке и правовому регулированию ряда новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, одно из которых может быть обозначено как институт совместных расследований.

Особая роль в таком сотрудничестве принадлежит международным организациям, наделенным специальной компетенцией в сфере борьбы с преступностью.

Международные правоохранительные организации — это объединения суверенных государств межправительственного характера, учрежденные межгосударственными договорами, созданные на основе межгосударственных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа), имеющие постоянные органы, наделенные международной правосубъектностью, и осуществляющие с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права деятельность по обеспечению правовой защиты личности, общества, государств и мирового сообщества от международных преступлений, преступлений международного характера, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, и борьбу с такими преступлениями[10].

Международные правоохранительные организации могут быть классифицированы на:

  • международные организации, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а также с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
  • международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении, — органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции);
  • международные организации по координации сотрудничества в борьбе с преступностью, выработке стандартов в этой сфере.

К международным организациям по сотрудничеству между правоохранительными органами, в частности, относятся:

  • Международная организация уголовной полиции — Интерпол;
  • Европейская полицейская организация (ЕВРО-ПОЛ) и некоторые иные органы Европейского союза, реализующие полномочия по борьбе с преступностью (Европейская судебная сеть, Евроюст, ОЛАФ);
  • иные специализированные международные организации, учрежденные с целью участия в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью, с отдельными преступлениями либо для развития такого сотрудничества в его отдельных организационно-правовых формах (например, международная организация подразделений финансовых разведок Egmont и др.)[11].

РФ продолжает активную работу на международном и региональном уровнях, а также двусторонней основе по укреплению международно-правовой системы противодействия терроризму. Приоритетное внимание уделяется задаче консолидации глобальных усилий в рамках ООН с учетом ее центральной и координирующей роли в борьбе с терроризмом и статуса Российской Федерации как постоянного члена Совета Безопасности, а также участника «восьмерки», «двадцатки» и других международных форматов.

Россия постоянно продвигает линию на имплементацию универсальных антитеррористических договоров и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего основополагающей резолюции 1373 (2001) и резолюции 1624 (2005). Особый акцент делается на активизации работы по предупреждению радикализации общественных настроений, «воспроизводства» идеологии экстремизма и насилия, пресечению использования передовых информационных технологий и Интернета в террористических целях.

РФ на постоянной основе участвовует в реализации программной деятельности Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК) и его Исполнительного директората (КТИД), в расширении сотрудничества этих рабочих органов ООН с государствами-членами ООН, а также с международными, региональными и субрегиональными организациями.

РФ придает большое значение работе Комитета СБ ООН 1267 по санкциям в отношении Аль-Каиды и Движения талибов, в частности, повышению эффективности данного режима санкций, рассматривая его как один из важнейших инструментов СБ ООН на антитеррористическом направлении.

Одним из старейших организаций по сотрудничеству между правоохранительными органами является Международная организация уголовной полиции – Интерпол. Членами Интерпола является 188 государств (2011 г.), местопребывание ее центральных органов – г. Лион (Франция).

27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи (Оттава) СССР стал членом Интерпола. Российская Федерация является членом Интерпола как государство-продолжатель СССР.

Для оперативного решения задач, стоящих перед НЦБ Интерпола, в Российской Федерации созданы и функционируют его территориальные подразделения (филиалы). Они являются подразделениями, входящими в состав министерства внутренних дел, главного управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации на правах управления, самостоятельного отдела, отделения. Ныне территориальные подразделения НЦБ действуют в 78 субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день они являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях. Этому способствует то, что в 2009 г. совместно с Генеральным секретариатом Интерпола и Еврокомиссией был реализован проект «Модернизация сети Интерпола в России». Это позволило обеспечить прямой удаленный доступ к базам данных Генерального секретариата организации правоохранительным органам в 39 субъектах Российской Федерации (через территориальные подразделения НЦБ Интерпола), а также ФСБ России, Генеральной прокуратуре, Следственному комитету Российской Федерации, аппарату НАК и ряду департаментов МВД России[12].

[1] Кибальник А.Г. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право: автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2003. С. 26.

[2] «Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ, 04.10.2004, N 40, ст. 3882.

[3] Волеводз А.Г. К вопросу о сущности и содержании международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2007. N 1. С. 11 — 20.

[4] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[5] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

[6] Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. С. 254.

[7] Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН, 1992. С. 13.

[8] Документ ООН А/CONF87/14/Rev.1. P. 3 — 4.

[9] Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. ООН, 1992. С. 25 — 30.

[10] Бабаев С.Н. Международные правоохранительные организации. Программа учебного курса по специальности «Юриспруденция» 021100. Воронеж: РИО ВГУ, 2003. С. 32.

[11] Волеводз А.Г. Международное уголовное правосудие: от идеи к современной системе // Вестник МГИМО-Университета, 2009. N 2. С. 55 — 68.

[12] Нога Н.Л. Об использовании информационных ресурсов Интерпола в России // Защита и безопасность. 2010. № 52. С. 12–14.

Основные направления и формы сотрудничества Российской Федерации в борьбе с преступностью — из реферата Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Метки: