Ясно, что ведущий мотив работника – это продвижение вверх. Для человека честолюбивого, профессиональное продвижение, профессиональный рост является функцией карьеры. Соответственно ее аргументом является время. Вопрос развития карьеры ставится  как повышение крутизны наклона кривой карьеры вверх с целью достижения максимально возможной точки на всем отрезке трудового пути. Иногда такое состояние возможно достичь без приложения усилий со стороны работника. Так в конце 1930-х годов в период массовых репрессий в Красной Армии рядовой мог в считанные месяцы преодолеть путь до командующего крупным соединением. Однако, как это следует из контекста, ничего хорошего такая ситуация не несет ни члену подобной «корпорации» (возможен и «обратный» путь) ни самой «корпорации».

Рис. 2. Определения карьеры HR-менеджерами[1]

Результатом карьеры можно признать достижение более высокого уровня профессионализма работника, что может быть признано обществом, коллективом, руководством компании и т.п. Признание подобного рода может быть неформальным, когда работник не меняет уровень должности, но имеет, как бы, больший моральный авторитет. Но чаще всего карьерная позиция закрепляется повышением по должности со всеми вытекающими оттуда моральными и материальными преимуществами. Так рассматривают карьеру с точки зрения (рис. 2).

К сожалению, в российской практике построение карьеры не всегда зависит от роста профессионализма работника, о чем постоянно напоминают данные социологических опросов, где на ведущее место в факторах карьерного продвижения выходят «связи».

 

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: Как именно Вам помогло наличие связей?[1]

Но также опросы россиян показывают, что желание продолжать карьеру связано с тем, что им действительно нравится дело, которым они занимаются. По данным ФОМ с 1998 году доля лояльных работников выросла с  53 до 77 процентов. Не последнюю роль в желании работать, по мнению экспертов, играет социализация. Общение в коллективе, новые знакомые и друзья – многие ценят именно эту составляющую труда. И речь идет не только о простом общении, но и о профессиональных связях, сообществе людей одной профессии, которые способны поделиться друг с другом знаниями и навыками[2].

Достижение признанного профессионального статуса желательно для подавляющей части молодежи. Опрос ФОМ показал что 70 молодых людей стремятся сделать карьеру[3].

Таким образом, карьеру можно рассматривать и как перемещение по должностной лестницы и процесс самореализации человека в русле полноценного использования своих возможностей в организации. В целях данной работы карьеру можно определить, как процесс реализации работником организации своих профессиональных и личных устремлений в условиях профессиональной деятельности; его осознанная деятельность по повышению своего статуса на ступеньках профессиональной лестницы вообще.

Для человека, работающего в организации с полной самоотдачей и как правило, ориентированного на карьеру, характерна постановка ряда специфических карьерных задач, связанных с выбором карьерных целей, профессиональным самоопределением, проектированием карьерного пути. Многие профессионалы сами проектируют и строят свой жизненный и карьерные пути. Обращаются к специалисту за решением задачи планирования карьеры лишь немногие. Но в любом случае отличительной особенностью карьерной деятельности является функция планирования с целью построения профессиональной карьеры, наиболее оптимальной для данного человека

[1]«На работу — через связи: «блат» как способ трудоустройства» URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111525

[2] Опрос ФОМ и ВЦИОМ URL: http://dcurecer.ucoz.ua/news/opros_fom_i_vciom/2013-06-15-186

[3] Карьерные и профессиональные устремления нового поколения URL: http://bd.fom.ru/pdf/mol2.pdf

[1] Костромина Е. Современное понимание карьеры: анализ результатов исследования // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. N 1.

 

Управление удержанием высокоэффективных работников — страница 7-9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *