Существуют методы, которые помогают сделать кабинетное исследование: STEP-анализ (или PEST), модель Портера, GAP-анализ, SWOT-анализ, матрица Ансоффа, матрица BCG.
Как видно из перечня – большинство данных методов экспертные. Существует и другая группа методов маркетинговых исследований, позволяющих прозондировать, например, востребованность идеи, предпочтения потребителей и т.д., которые называют качественными методами — к ним относятся фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.
Большинство методов качественных исследований основывается на психологических подходах, применение которых достаточно ограничено. Именно поэтому проводить качественные исследования может лишь человек, обладающий большим опытом в практической психологии.
Если мы будем применять качественные методы – то дешево не получится.
Существует такое понятие как конкурентоспособность компании и развиваются методы ее анализа. Конкурентоспособностью компании является ее свойство выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными предприятиями.
Следовательно, нужно определиться с набором показателей конкурентоспособности. Моделей конкурентоспособности компаний много. Если поставлена цель трансляции показателей на уровень персонала, то целесообразно их отбор осуществлять в рамках сбалансированной системы показателей. Сбалансированная система показателей появилась в начале 1990-х гг. как результат научного исследования, заказанного подразделением консультационной фирмы KPMG и выполненного под руководством Дэвида Нортона и Роберта Каплана. В этом исследовании ставилась относительно узкая задача получения перечня показателей, определяющих успешную деятельность коммерческих предприятий, в частности дополняющих чисто финансовые показатели. Дальнейшее практическое освоение нового инструмента, первоначально предназначенного для оценки деятельности компаний, привело к тому, что ССП стала использоваться как инструмент для управления процессом реализации стратегии[1].
На основании материалов кейса и практики консалтинговых компаний предлагается следующий набор показателей для мониторинга.
Стратегические перспективы | Показатели |
Проекция «Финансы» | |
1. Повышение рентабельности консалтинговых услуг | Рентабельность консалтинговых услуг |
2. Повышение эффективности деятельности консалтинговой компании | Экономическая добавленная стоимость компании (показатель EVA) |
3. Обеспечение конкурентоспособности консалтинговой компании | Интегральный показатель конкурентоспособности компании |
4. Установление конкурентоспособных оптимальных цен на консалтинговые услуги | Коэффициент уровня цены продукта консалтинга |
5. Оптимизация системы управления затратами | Себестоимость продукта консалтинга |
Проекция «Клиенты» | |
1. Увеличение доли рынка | Показатель Доля рынка |
2. Увеличение количества клиентов/потребителей консалтинговых услуг | Показатель Количество новых клиентов (Отношение общего количества клиентов к числу новых клиентов) |
Проекция «Бизнес-процессы» | |
1. Активизация разработки новых продуктов консалтинга | Показатель частоты обновления линейки продуктов |
2. Увеличение количества проектов, выполненных в срок | Среднее время выполнения проекта |
Количество проектов, выполненных в срок | |
Доля проектов, выполненных в срок относительно общего числа проектов | |
Проекция «Обучение и развитие» | |
1. Развитие компетенций и навыков персонала | Количество ежегодных внутрикорпоративных обучений и семинаров |
Доля сотрудников, прошедших повышение квалификации | |
2. Внедрение и развитие подсистемы управления информационными ресурсами | Коэффициент автоматизации бизнес-процессов |
1 Осуществить выбор источников информации и метода сбора данных
Как ранее было определено – наши исследования будут кабинетными. Методы сбора информации соответственно так же должны быть согласованы с методами проведения исследований.
Как показывают данные приведенной выше таблицы показателей, то мы будем применять вторичные инструменты по отношению к предприятию, которые делят на:
- внутренние (калькуляции, бухгалтерская отчетность, внутренние базы данных и статистика и т.д.);
- внешние (государственная статистика, средства массовой информации, внешние базы данных, литература и результаты исследований и т.д.).
Некоторые показатели будем отслеживать на основе финансовой отчетности. По многим компаниям она является открытой. Если данные по конкурентам будут в базе данных региональной статистики, то их можно получить за символическую плату. Многие показатели конкурентов содержатся в справочниках рейтинговых агентств, так как компании предоставляют данные для составления рейтинга. Этот обзор показывает, что основным инструментом сбора данных является интернет и размещенные в нем электронные справочные ресурсы.
Мониторинг будет проводиться не чаще одного раза в квартал, хотя более оптимальным будет раз в полгода. Если проводить чаще то будет дорого и потребует отвлечения сил руководителей компании, а если проводить реже – то потеряем пульс рынка.
[1] Токарев В. Вы сами этого хотели, или Причины популярности ССП // Консультант. 2010. N 11.