Существуют методы, которые помогают сделать кабинетное исследование: STEP-анализ (или PEST), модель Портера, GAP-анализ, SWOT-анализ, матрица Ансоффа, матрица BCG.

Как видно из перечня – большинство данных методов экспертные. Существует и другая группа методов маркетинговых исследований, позволяющих прозондировать, например, востребованность идеи, предпочтения потребителей и т.д., которые называют качественными методами — к ним относятся фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

Большинство методов качественных исследований основывается на психологических подходах, применение которых достаточно ограничено. Именно поэтому проводить качественные исследования может лишь человек, обладающий большим опытом в практической психологии.

Если мы будем применять качественные методы – то дешево не получится.

Существует такое понятие как конкурентоспособность компании и развиваются методы ее анализа. Конкурентоспособностью компании является ее свойство выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными предприятиями.

Следовательно, нужно определиться с набором показателей конкурентоспособности. Моделей конкурентоспособности компаний много. Если поставлена цель трансляции показателей на уровень персонала, то целесообразно их отбор осуществлять в рамках сбалансированной системы показателей. Сбалансированная система показателей появилась в начале 1990-х гг. как результат научного исследования, заказанного подразделением консультационной фирмы KPMG и выполненного под руководством Дэвида Нортона и Роберта Каплана. В этом исследовании ставилась относительно узкая задача получения перечня показателей, определяющих успешную деятельность коммерческих предприятий, в частности дополняющих чисто финансовые показатели. Дальнейшее практическое освоение нового инструмента, первоначально предназначенного для оценки деятельности компаний, привело к тому, что ССП стала использоваться как инструмент для управления процессом реализации стратегии[1].

На основании материалов кейса и практики консалтинговых компаний предлагается следующий набор показателей для мониторинга.

Стратегические перспективы Показатели
Проекция «Финансы»
1. Повышение рентабельности консалтинговых услуг Рентабельность консалтинговых услуг
2. Повышение эффективности деятельности консалтинговой компании Экономическая добавленная стоимость компании (показатель EVA)
3. Обеспечение конкурентоспособности консалтинговой компании Интегральный показатель конкурентоспособности компании
4. Установление конкурентоспособных оптимальных цен на консалтинговые услуги Коэффициент уровня цены продукта консалтинга
5. Оптимизация системы управления затратами Себестоимость продукта консалтинга
Проекция «Клиенты»
1. Увеличение доли рынка Показатель Доля рынка
2. Увеличение количества клиентов/потребителей консалтинговых услуг Показатель Количество новых клиентов (Отношение общего количества клиентов к числу новых клиентов)
Проекция «Бизнес-процессы»
1. Активизация разработки новых продуктов консалтинга Показатель частоты обновления линейки продуктов
2. Увеличение количества проектов, выполненных в срок Среднее время выполнения проекта
Количество проектов, выполненных в срок
Доля проектов, выполненных в срок относительно общего числа проектов
Проекция «Обучение и развитие»
1. Развитие компетенций и навыков персонала Количество ежегодных внутрикорпоративных обучений и семинаров
Доля сотрудников, прошедших повышение квалификации
2. Внедрение и развитие подсистемы управления информационными ресурсами Коэффициент автоматизации бизнес-процессов

 

1          Осуществить выбор источников информации и метода сбора данных

Как ранее было определено – наши исследования будут кабинетными. Методы сбора информации соответственно так же должны быть согласованы с методами проведения исследований.

Как показывают данные приведенной выше таблицы показателей, то мы будем применять вторичные инструменты по отношению к предприятию, которые делят на:

  • внутренние (калькуляции, бухгалтерская отчетность, внутренние базы данных и статистика и т.д.);
  • внешние (государственная статистика, средства массовой информации, внешние базы данных, литература и результаты исследований и т.д.).

Некоторые показатели будем отслеживать на основе финансовой отчетности. По многим компаниям она является открытой. Если данные по конкурентам будут в базе данных региональной статистики, то их можно получить за символическую плату. Многие показатели конкурентов содержатся в справочниках рейтинговых агентств, так как компании предоставляют данные для составления рейтинга. Этот обзор показывает, что основным инструментом сбора данных является интернет и размещенные в нем электронные справочные ресурсы.

Мониторинг будет проводиться не чаще одного раза в квартал, хотя более оптимальным будет раз в полгода. Если проводить чаще то будет дорого и потребует отвлечения сил руководителей компании, а если проводить реже – то потеряем пульс рынка.

[1] Токарев В. Вы сами этого хотели, или Причины популярности ССП // Консультант. 2010. N 11.

Кейс по стратегическому менеджменту — страница 5-7