Одно из направлений анализа, проведенного Еленой, — сравнение показателей ее компании с отраслевыми. Для этого ей пришлось самой рассчитать показатели последнего года. Какие основные выводы вы сделали бы на ее месте?

Рассчитаем показатели года  N + 3. Показатели таблицы 3 за годы N- N + 2 скорректированы, так как не везде рассчитаны правильно. Например фондоотдача это выручка/Стоимость долговременных активов

Показатель Год Средние значения по отрасли
N N + 1 N + 2 N + 3  
Коэффициент текущей ликвидности 3,8 3,7 3,4 3,6 2,6/1,7/1,3
Коэффициент срочной ликвидности 2,4 2,4 1,8 2,0 1,6/0,8/0,6
Доля обязательств в общей величине пассивов 41,1 37,7 35,3 31,3 41/57/71
Коэффициент оборачиваемости запасов 6,4 6,4 4,8 6,77 8,1/6,0/3,5
Коэффициент оборачиваемости основных средств 22,0 17,7 15,8 13,5 3,5/2,8/2,0
Период оборота дебиторской задолженности 57 56 52 63 41/50/68
Период оборота кредиторской задолженности 27 28 33 31 18/25/32
Рентабельность продаж по валовой прибыли 24,0 25,5 24,9 25,0 28/26/24
Рентабельность продаж по прибыли от продаж 5,7 4,9 4,7 4,8 9,9/7,2/3,1
Рентабельность продаж по чистой прибыли 3,0 2,6 2,6 2,7 4,2/3,1/1,2
Рентабельность собственного капитала 14,33 11,60 10,83 10,61 27,3/19,5/7,8
Рентабельность активов 8,4 7,2 7,0 7,3 11,8/8,7/3,4

 

Коэффициент текущей ликвидности дает возможность оценить, насколько предприятие способно мобилизовать свои ресурсы для погашения своих текущих обязательств. Значение данного коэффициента не должно опускаться ниже 1.

В рассматриваемой компании за три года коэффициент текущей ликвидности  снизился   и составил на конец периода  3,6  (при нормативном значении — 1,0 — 1,5, а среднеотраслевом — 1,7).

Коэффициент срочной ликвидности отражающий долю текущих обязательств, покрываемых за счет денежных средств и реализации краткосрочных ценных бумаг, снижался за данный период гораздо быстрее и составил на коней периода 2,0  при среднеотраслевом значении 0,8.

Высокое значение коэффициента является показателем низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения дополнительных средств со стороны из-за отсутствия затруднений с погашением текущих задолженностей.

Доля обязательств в общей величине пассивов снизилась до 31,3% при среднеотраслевом значении 57, что говорит об очень осторожной политике заимствований.

Коэффициент оборачиваемости запасов вырос до до 6,77 оборотов в год, и оставался выше отраслевых значений, установившихся на отметке  6,0.

Коэффициент оборачиваемости основных средств показывает эффективность  использования  предприятием  имеющихся  в  распоряжении основных  средств.

С финансовой точки зрения показатель дает представление о том, насколько инвестиции, вложенные в основные средства приносят компании доход.

Высокий уровень данного коэффициента 13,5 (при среднеотраслевом 2,8) характеризует относительное снижение доли затрат на износ оборудования и начисления амортизации в себестоимости продукции. С другой стороны этот факт свидетельствует о высокой степени загруженности производственных мощностей, что само по себе подтверждает достаточно высокую эффективность их использования. Вместе с тем приближение степени загруженности производственных мощностей к уровню полной загрузки (т. е. при их использовании на полную мощность) означает, что компания лишается резервных мощностей, которые ей могут понадобиться в случае получения дополнительного производственного заказа.

Важным показателем является оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности и их соотношение. Положительной считается ситуация, когда оборачиваемость кредиторской задолженности немного ниже оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть показатель равен чуть больше единицы. Период оборота дебиторской задолженности вырос с 56 до 63 дня. Среднеотраслевое значение 50 дней, что в принципе свидетельствует о недостатках финансовой службы. При этом, чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения. Так что рост показателя в какой то мере свидетельствует о тенденции к снижению финансовой дисциплины покупателей.

Период оборота кредиторской задолженности наоборот возрос с 27 дней до 31. Среднеотраслевой показатель 25 дней.

Дебиторская задолженность 2248 в N + 3, а кредиторская 842, что означает кредитование фирмой отсрочку  оплаты счетов дебиторов. Как видно из динамики кредиторской задолженности сама фирма такими отсрочками пользуется гораздо в меньшей степени чем ее дебиторы.

Если сравнивать периоды погашения дебиторской и кредиторской задолженности, то последний не должен быть ниже усредненных сроков, которые должны соблюдать дебиторы предприятия. Существует даже такой коэффициент, который представляет собой отношение средневзвешенного показателя периода погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю периода погашения дебиторской задолженности. Оптимальные значения этого коэффициента для крупных предприятий колеблются от 2 до 3, в строительстве — от 1,5 до 2, в сфере услуг — от 1,0 до 1,3, в оптовой торговле — от 1,0 до 1,2 и в сфере финансовых услуг — от 1,0 до 1,1. В последнем периоде этот показатель 31/63=0,49 что много ниже нормы.

Рентабельность продаж по валовой прибыли 25% меньше чем среднеотраслевое значение (26%). Подобные соотношения наблюдаются для показателя рентабельности по прибыли от продаж и по чистой прибыли. Все значения рентабельности говорят о содержании каждого показателя в цене продукции.

Рентабельность собственного капитала (10,61%) наоборот ниже среднеотраслевого показателя (19,5%). Рентабельность  собственного  капитала  зависит  от  трех  факторов:  рентабельности  хозяйственной  деятельности, ресурсоотдачи и структуры авансированного капитала. Данные факторы обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности.

Рентабельность активов по чистой прибыли — отношение чистой прибыли к общей стоимости активов значительно сократилась и составила 7,3 % против среднеотраслевых 8,7%. Это значит, что активы компании использовались (давали меньше чистой прибыли на 8,7-7,3=1,4%) чем в среднем по отрасли.

 

Елена считает, что если бы фирма привлекала больше средств в кредит, то рентабельность собственного капитала была бы выше. Так ли это? Является ли показатель рентабельности собственного капитала  решающим для принятия решения об уровне заимствования для бизнеса Елены и Максима?

 

Субъективная причина, по которой бизнес прибегает к кредиту — использование левериджа или финансового рычага. Суть его заключается в том, что до тех пор, пока рентабельность активов превышает стоимость заемного капитала, компаниям выгодно замещать собственные средства в обороте заемными и наращивать тем самым рентабельность собственного капитала, а высвобожденные средства использовать для инвестиций в другие проекты, подыскивая им наиболее выгодное применение. Таким образом, возникает подобие эффекта мультипликации капитала, когда при кредитной поддержке собственники пользуются финансовым рычагом для осуществления все новых вложений.

Особо необходимо отметить, что плата за пользование заемными средствами, имеющая, как правило, фиксированный размер, создает дополнительный финансовый риск для собственников в случае непредвиденных обстоятельств, таких, как падение спроса на продукцию, рост затрат, изменение процентных ставок. В условиях сложного финансового положения, в котором находится в настоящее время большинство российских предприятий, это может стать причиной утраты платежеспособности: предприятия оказываются не в состоянии обеспечить больший приток средств, необходимый для покрытия возросших расходов.

Это надо иметь ввиду при принятии решения о привлечении заемных средств.

Показателем, отражающим отдачу на вложенный собственниками капитал, является показатель рентабельности собственного капитала: снизился с 14,33 до 10,61%.

Количественным измерителем степени достижения второй цели — сохранения капитала выступает показатель, отражающий долю собственного капитала в совокупных пассивах: выросла с 59 до 69%.

По динамике названных показателей в определенной степени можно оценивать то, что в компании сохранение источника дохода, т.е. собственного капитала уделяется первостепенное внимание в ущерб цели «зарабатывания».

На вопрос является ли показатель рентабельности собственного капитала  решающим для принятия решения об уровне заимствования для бизнеса следует еще раз подчеркнуть высказанное выше положение, что доходность собственного капитала зависит от соотношения собственного и заемного капитала, рентабельности активов, ставки налога на прибыль и соотношения ставки за кредит и рентабельности активов. Увеличение доли заемных средств обеспечивает повышение доходности собственного капитала при условии, что доходность активов выше ставки процента по кредитным ресурсам с учетом налогового корректора.

РенСобКап = (1 — НалПриб) * РенАкт * (1 + ДолЗаемКап/ДолАкцКап * (1 — СтавКред/РенАкт* (1 — НалПриб))), где

РенСобКап — рентабельность собственного капитала, %;

НалПриб — ставка налога на прибыль;

РенАкт — рентабельность активов, %;

ДолАкцКап — доля акционерного капитала;

ДолЗаемКап — доля заемного капитала;

СтавКред — уровень ставки за кредит, %;

Следовало бы компании широко использовать предоставляемые поставщиками сырья дисконты?

Управлять дебиторской задолженностью (таковой она является у поставщика, тогда как у нас – кредиторская) поставщики стараются, стимулируя покупателей к досрочной оплате счетов. Обычно это делают путем предоставления скидок с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного срока. Преимущество поставщика тут состоит в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку.

Преимущество нашей компании тут спорно, так как должно быть рассчитано по обстоятельствам. Заранее можно сказать только то, что для досрочной оплаты счетов мы должны будем вовлечь в оборот дополнительные средства, которые не являются бесплатными.

В каждом из перечисленных случаев необходимы предварительный расчет и сопоставление дополнительных расходов от продаж в долг и расходов, связанных с риском неоплаты в установленный договором срок или превращения дебиторской задолженности в безнадежную к взысканию.

Не думаю, что 1% скидки при немедленной оплате покроет стоимость привлекаемых для этого средств. Наши же собственные средства связаны в дебиторской задолженности.

Каково соотношение рыночной и бухгалтерской стоимости акций компании? Является ли это нормальным?

Бухгалтерская или балансовая стоимость простых акций может быть определена следующим способом — как номинальная стоимость акций плюс балансовая стоимость резервов. Эта величина называется собственным капиталом предприятия. Общая балансовая стоимость акций равна 1800000+1498000 = 3298000 руб. (акционерный капитал плюс резервы). Балансовая стоимость одной акции равна 3 298 000 руб. / 5000 акций = 659,6 руб.

Оценщики определили, что стоимость акции компании находится в интервале 550-600 руб.

Бухгалтерская стоимость немного превышает рыночную.

Можно конечно сказать, что правы бухгалтеры с их консервативностью и скрупулезностью, так как предположительно оценка рынка менее надежна и стоимость акции занижена.

В данном случае речь идет не о торгуемых акциях. Оценка акций весьма приблизительна.

Если же шла речь о действительно рыночной, реальной биржевой цене, то увы, обыкновенно прав рынок — отдельные акции действительно заслуживают, чтобы их продавали по цене ниже балансовой стоимости по той простой причине, что их мало покупают или они крайне ненадежны либо и то и другое вместе.

Какие недостатки Максима в управлении компанией вы видите? В чем он прав?

Самым существенным недостатком финансовой политики компании является отказ от привлечения заемного финансирования. Для того чтобы расширяться компания должна привлекать инвестиции, собственных средств для стремительного расширения как правило недостаточно. У компании слишком большая для отрасли фондоотдача, что как правило свидетельствует о необходимости обновления основных фондов.

Идея о открытии фирменного магазина по рекомендации экспертов кажется весьма разумной и отвергать ее по причине нежелания брать кредита нельзя так как в будущем это поставит сбытовую деятельность фирмы в зависимость от покупателей. Нужно всячески приветствовать диверсификацию каналов сбыта.

Политика по отношению к покупателям в отдельных положениях кажется весьма разумной, однако должны быть пределы роста задолженности дебиторов, так как она явно высокая. Поэтому необходима определенная политика, установления общих критериев работы с дебиторами, для того чтобы стимулировать их к более быстрой оплате счетов. Желательно работать и в другом направлении с кредиторами для того, чтобы получить больше льгот по отсрочке и выровнять уровни дебиторской и кредиторской задолженностей.

Политика отказа от дивидендов свидетельствует  о ставке на собственные ресурсы. Эффективно только в том случае, если этих ресурсов достаточно, чего мы не наблюдаем. Поэтому отказ от дивидендов демотивирует инвестора. Что отчасти и видно по желанию Елены выйти из бизнеса.

Таким образом, финансовая деятельность компании однозначно должна быть модернизирована.

 

Компания «Всегда с нами»