Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования арсенала психодиагностических методик, апробированных в рамках проведенного исследования, позволяет оценивать эффективность влияния программ социально-психологического сопровождения, способствующих росту самооценки подростков-инвалидов.

Материалы работы могут быть использованы в деятельности руководителей разного уровня в системе образования, социальных работников, педагогов и практических психологов, а также при организации специальных обучающих программ для работников образования, социальных и психологических служб, работающих с инвалидами.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной объем дипломной работы – 64 страницы. Библиографический список использованной литературы состоит из 49 наименований. В работе содержится 8 таблиц и 9 рисунков.

 

 

Глава 1               Теоретическо-методологические аспекты исследования самооценки инвалидов

1.1        Проблема изучения самооценки  в психологии

Самооценка — обобщенный результат познания себя и эмоционального отношения к себе, аффективная часть образа Я, которая, как известно, тесно связана с проблемой самосознания, с представлением о своем социально-коммуникативном ранге в коммуникативном процессе.

Осознание человеком себя в качестве деятельной личности и составляет основное содержание самосознания. Проблема сознания, включая в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой существует сознание, а за его рамками — самосознание. Между тем, многие философы считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого же сознания. Только что приведенная модель сознания тоже принимает этот факт. Такова же, в целом, и русская философская традиция. Тому подтверждение — четкое разграничение сознания С. Л. Франком на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание[1].

В своем развитии самосознание проходит несколько этапов:

  • 1) самочувствие – элементарное осознание человеком своей вписанности в мир вещей и в мир людей (пространственно-временные характеристики). Личность живет, находится в сложной совокупности пространственно-временных структур, взаимодействующими друг с другом. В каждую эпоху вырабатывается вектор, определяющий свое время – пространство (метрическое, биологическое, социальное, историческое и др.);
  • 2) осознание своей принадлежности к той или иной культуре и социальной общности (коллектив, нация, религия, гражданство и т.д.);
  • 3) высшей ступенью самосознания является возникновение сознания собственного я, т.е. чувства свободы, ответственности и контроля за собственными действиями, а также способность их оценки. Этот этап включает в себя признание «Я» других людей, похожих на мое «Я», но тем не менее осознание своего «Я» как уникального и неповторимого. Осознание этой уникальности позволяет личности совершать абсолютно свободные (т.е. не зависящие от другого) поступки и нести за них ответственность. Чем ответственнее человек, тем более свободными являются его действия. Свобода выбора – необходимое условие нравственного поступка, который невозможен без самооценки, осознания «Я».

[1] Франк С. Л. Душа человека [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/frans01/index.htm, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

Самооценка детей — инвалидов — страница 5-6