Как показывает анализ литературы, на сегодняшний день недостаточно четко осмыслены и сформулированы критерии формирования самооценки у детей инвалидов в условиях нарастании информатизации общества. Современные информационные технологии существенно раздвигают горизонты общения детей-инвалидов и способствуют ускоренной их интеграции в среду сверстников.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью особенностей адаптации детей подросткового возраста с инвалидностью, и, с другой стороны, необходимостью создания личностно-ориентированных методик психологической помощи подросткам с инвалидностью для преодоления дезадаптации таких детей.
Цель дипломной работы – изучение самооценки подростков с инвалидностью.
Объект дипломной работы – адаптация подростков с инвалидностью.
Предмет дипломной работы –психологическое сопровождение подростков с инвалидностью.
Гипотезы дипломной работы:
Факторами самооценки подростков с инвалидностью могут являться индивидуальные особенности личности подростков, а также социальные установки сверстников.
Задачи исследования:
- Проанализировать состояние теоретической разработанности проблемы самооценки в психологической литературе.
- Эмпирическим путем выявить самооценку детей с инвалидностью и сравнить ее с самооценкой сверстников без ограничений здоровья.
- Разработать рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения адаптации детей-инвалидов.
Для решения задач, поставленных в дипломной работе, были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; эмпирическое исследование; количественный и качественный анализ полученных результатов; эксперимент.
Методики, применяемые в соответствии с целями и задачами исследования: опросник для изучения тревожности, шкала личностной тревожности, методика исследования самооценки и социализации.
Для обработки результатов исследования использовались статистические методы, а также качественный метод – аналитическое сравнение.
Эмпирическая база исследования. Общий объем выборки составил 56 человек. В исследовании приняли участие 56 подростков: ученики средних общеобразовательных школ г. Климовска, среди которых детей с инвалидностью – 28 человек (заболевания внутренних органов и опорно-двигательного аппарата), все испытуемые были интеллектуально сохранны. Возраст испытуемых составлял 12-17 лет. Помимо этого, к исследованию были привлечены подростки-учащиеся средних общеобразовательных школ в количестве 28 человек – условно-здоровые.
Достоверность и надежность результатов обеспечивалась теоретико-методологической базой дипломной работы, выбором адекватных задачам и целям исследования методических средств, достаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемых, применения методов статистической обработки данных, развернутой интерпретацией количественных и качественных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты дипломной работы раскрывают особенности личностного развития детей подросткового возраста с ограниченными возможностями.