ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 2
Глава 1 Теоретическо-методологические аспекты исследования самооценки инвалидов 6
1.1 Проблема изучения самооценки в психологии. 6
1.2 Особенности развития самооценки детей — инвалидов. 24
Глава 2 Изучение особенностей самооценки инвалидов Климовского района Московской области. 34
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. 34
2.1 Результаты эмпирического изучения особенностей самооценки детей инвалидов 36
Глава 3 Психолого-педагогические рекомендации по работе психолога с детьми — инвалидами. 50
3.1 Особенности деятельности психолога с детьми-инвалидами. 50
3.2 Предложения по формированию психокоррекционной программы по повышению самооценки для детей – инвалидов. 55
Заключение. 61
Список литературы. 64
Приложения. 69
Введение
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в настоящее время в России крайне актуальными становятся вопросы организации как можно большей интеграции детей и подростков инвалидов (с ограниченными возможностями (ОВЗ)) в общество с целью их усиленной социализации. Как правило это осуществляется на базе совместного обучение не имеющими тяжелых нарушений здоровья детьми. Однако социально-психологические свойства личности детей-инвалидов, связанными с особенностями влияния инвалидности на характер затрудняют их адаптацию.
Подростки с инвалидностью, как правило, в силу особенностей протекания болезни и с учетом кризисов возрастного периода, попав в компанию более здоровых сверстников часто оказываются дезадаптированными.
В этой связи выявляется необходимость анализа самооценки подростков-инвалидов с целью нахождения особых приемов психолого-педагогического сопровождения в работе психолога с детьми — инвалидами и созданию для них условий, способствующих стимулированию формирования и развития адекватной самооценки. Вовремя оказанная психологическая помощь будет способствовать преодолению социальных установок подростков-инвалидов.
В условиях бурно развивающихся процессов интеграции инвалидов в современном российском обществе представляется чрезвычайно важным исследование теоретических и практических основ самооценки подростков с инвалидностью.
Проблема самооценки детей с инвалидностью как правило рассматривается в контексте изучения социально-психологических особенностей развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Можно особо выделить работы таких авторов как: Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, М.В. Жигорева, Н.А. Киселева, И.А. Коробейников, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, К. Рейсвепкван, Л.Э. Семенова, Т.Н. Симонова, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, Н.В. Шутова и др.