По результатам расчетов составьте выводы. Укажите, на сколько процентов обновился состав рабочих. Как это сказывается на работе предприятия? О чем свидетельствует текучесть рабочей силы?

Движение рабочей силы

п/п

Показатели За прошлый период За отчетный период Изменение (+, -)
1. Среднесписочное число рабочих, чел 340 345 5
2. Принято за год, чел. 61 72 11
3. Выбыло за год чел. 68 79 11
4. Уволено за год (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины), чел. 27 26 -1
5. Коэффициенты, %:      
  а) обороты по приему 17,9% 20,9% 2,9%
  б) обороты по выбытию 20,0% 22,9% 2,9%
  в) текучести рабочей силы 7,9% 7,5% -0,4%

Движение работников на предприятии (оборот) характеризуют следующие показатели:

  • коэффициент оборота по приему — это отношение численности всех принятых работников за данный период к среднесписочной численности работников за тот же период;
  • коэффициент оборота по выбытию — это отношение всех выбывших работников к среднесписочной численности работников;
  • коэффициент текучести кадров — это отношение выбывших с предприятия по неуважительным причинам (по инициативе работника, из-за прогулов и др.) к среднесписочной численности (определяется за определенный период).

Коэффициент оборота по приему показывает,  что работники, принятые в течение данного периода составляют 20,9% в отчетном периоде. То есть обновление состава рабочих ускорилось на 2,9%. величение этого показателя положительным следует считать в том случае, если предприятие расширяет объем производства. Кроме того, необходимо определить квалификационный уровень принятых на работу в отчетном году и уровень их отбора, был ли организован конкурсный отбор на работу специалистов.

Количество выбывших также увеличилось на 2,9%. Рост этого показателя может быть результатом сокращения производства, плохой организации труда, низкой оплаты труда и др. Этот коэффициент следует сопоставить с коэффициентом оборота по приему. Высокий коэффициент оборота по увольнению по сравнению с коэффициентом оборота по приему указывает на уменьшение числа работников.

Увеличение коэффициентов оборота по приему, увольнению и текучести кадров отрицательно влияет на эффективность использования рабочей силы, снижает производительность труда, качество продукции, увеличивает расходы на подготовку кадров.

Коэффициент текучести рабочей силы    снизился с 7,9%  до 7,5% или на 0,4%.

Текучесть рабочей силы часто вызывается недостатками в организации производства и управления, слабым развитием учреждений культурно-бытового обслуживания работников.

Основные негативные и позитивные последствия текучести персонала организации

Негативные последствия текучести персонала организации Позитивные последствия текучести персонала организации
Организация теряет ценного сотрудника с уникальным опытом, знаниями и навыками. Данные уникальные опыт, знания и навыки могут начать работать на конкурента организации, тем самым инвестиции  компании в сотрудника оборачиваются против самой организации Увольнение неэффективных сотрудников положительно сказывается на деятельности организации в случае, если в результате замены приходит более способный и  мотивированный сотрудник
В организации могут сорваться  определенные сделки, операции и проч., которые зависели именно от личности конкретного сотрудника, и не являются легко возобновляемыми даже при замене сотрудника  Обновление и внесение новых идей, способов и методов работы, управления, решения проблем
Если увольняющийся сотрудник работал с клиентами компании, то его уход может вызвать некоторое недоверие к компании со стороны клиентов.   Более того, если на участке работы, где происходит постоянное общение с клиентом, наблюдается регулярная смена персонала, довольно высокая текучесть, то это влечет за собой снижение уровня сервиса на этом участке, вызывает у компании-клиента недоверие ко всей организации целиком и недовольство работой компании-  исполнителя. Как следствие, организация может нести определенные потери в объеме бизнеса, вплоть до потери клиентов  Оздоровление климата в отделе и (или) в организации
 Снижается эффективность увольняющегося работника перед его уходом из компании, т.к. снижается мотивация и  ответственность за результат Открытие вакансий и  возможностей для  перевода/повышения работающих сотрудников, что будет  способствовать повышению их мотивации, а также их удержанию
 После ухода сотрудника не выполняется определенный объем работы, который был закреплен за сотрудником, возникает так называемый простой Появляется возможность  проведения реорганизации отдела/службы, что может привести к более эффективному распределению работ между исполнителями
Часть работы уволившегося/уволенного сотрудника распределяется между другими сотрудниками отдела или организации, что увеличивает их нагрузку, напряженность их труда Принятие на работу сотрудника, обладающего современными и эффективными методами и  приемами работы
Увольнение одного из сотрудников может вызвать негативное психологическое влияние на других сотрудников, снижая их мотивацию, лояльность к организации Перевод/повышение работающих сотрудников позитивным образом может сказаться на их  стремлении к повышению своей квалификации
Если увольняется руководитель отдела или другой значимый и авторитетный  специалист, то помимо сильной демотивации подчиненных/коллег важно помнить и учитывать, что это может повлечь за собой уход ряда других сотрудников Увольнение сотрудника может заставить руководство  организации выявить причины данного увольнения и  разработать меры по их  скорейшему устранению
При увольнении сотрудников необходимо направлять дополнительные затраты на подбор новых сотрудников для замены, на их обучение и развитие Оптимизация численности  работающих в отделе и (или) в организации
Эффективность и производительность труда вновь принятых сотрудников ниже средней в период адаптации Оптимизация затрат на подбор новых сотрудников, на их обучение и развитие

 

 

 

Движение рабочей силы
Метки: