1          Модели государственного регулирования экономического роста

Экономический рост представляет собой долгосрочную тенденцию к увеличению реального ВВП. В этом определении ключевыми словами являются[1]:

  • тенденция — означает, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, а указывается лишь направление движения экономики, так называемый тренд;
  • долгосрочная — экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, поэтому речь идет об увеличении потенциального ВВП (т.е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;
  • реальный ВВП, а не номинальный, рост которого может происходить за счет повышения уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства. Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель реального ВВП.

Главная цель экономического роста — рост благосостояния и увеличение национального богатства. Чем больше производственный потенциал страны и чем выше темпы экономического роста, тем выше уровень и качество жизни.[2]

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929—1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение — путем их повышения[3].

В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

  • стимулирование НТП и развитие научных исследований;
  • увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
  • глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, — поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

[1] Шевчук Д. Экономический рост и экономический цикл // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2009, N 11.

[2] Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др. Под ред. И.П. Николаевой / ВЗФЭИ. М.: Финстатинформ, 2005. С. 242.

[3] Пороховский А. Об актуальности путей и подходов рузвельтовского «нового курса» // Российский экономический журнал. 1998. N 9 — 10.

Государственное регулирование экономического роста — страница 3-4
Метки: