1. Амортизационная политика, которая тесно связана с налоговым регулированием, поскольку влияет на налогообложение прибыли и имущества.
  2. Меры финансового воздействия (в виде штрафов и санкций за нарушения норм действующего законодательства).

Многие из указанных методов государственного регулирования носят комплексный (взаимосвязанный характер). Так, например, установление определенных видов налоговых и иных льгот для организаций и предпринимателей той или иной отрасли, как правило, приводит к увеличению инвестиций в соответствующую отрасль.

Таким образом, при ведении государством экономической (в том числе налоговой, кредитной, инвестиционной) политики необходим многофакторный анализ состояния экономики и ее конкретных отраслей.

Однако при большом количестве неопределенных факторов мировой экономики непросто выбрать конкретные методы (инструменты) ведения экономической политики, которые способствовали бы повышению устойчивости национальной экономики. Эта проблема актуальна для многих государств, в том числе и для Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

1          Проблемы формирования государственной экономической политики в период глобального финансового кризиса

Начавшийся в 2008 г. кризис является системным, он завершится тогда, когда произойдет структурная трансформация мировой экономики, включая формирование новой модели экономического регулирования, новой модели мирохозяйственных связей и международных валютных отношений. Эта перестройка займет достаточно продолжительный период времени, когда будет происходить выработка и реализация новых институтов и механизмов экономического развития[1].

Если рубеж 2009-2010 гг. был временем оптимистических ожиданий преодоления глобального кризиса, то к началу 2011 г. доминируют сдержанность и настрой на сохранение экономических трудностей на протяжении достаточно длительного периода времени. 2010 г. подтвердил этот вывод — как по отношению к мировой экономике, так и применительно к России. Экономический рост действительно восстановился, хотя и темпами существенно более низкими, чем в докризисные времена (исключение составляет только Германия). Экономический рост на протяжении минувшего года в основном был результатом усилий правительств, т.е. роста бюджетных расходов.

Политика масштабных денежных вливаний в США является беспрецедентной, и неясность ее средне-и долгосрочных перспектив ставит вопрос относительно устойчивости глобальной денежной системы. Частный спрос, хотя и стал оживать, пока не стал главным двигателем экономики, что ставит непростые вопросы относительно перспектив макроэкономической устойчивости ведущих стран мира. Более оптимистична была ситуация на многих развивающихся рынках, где рост, расширение занятости и приток капитала взаимно обусловливают друг друга. В открытую форму вступил финансовый кризис в ряде стран зоны евро, когда Греция и Ирландия прибегли к международной помощи (МВФ и ЕС). Под угрозой продолжают оставаться экономики ряда других стран ЕС (Испании, Португалии, Италии), что ставит вопрос о перспективах евро как единой европейской валюты.

[1] Мау В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией // Вопросы экономики. 2010. № 2.

Государственное регулирование экономического роста — страница 7-8
Метки: