Безработица, по определению Международной организации труда, это наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Обычно безработица определяется в виде удельного веса незанятых в общей численности желающих работать. В связи с этим различают добровольную и вынужденную безработицу. В условиях рыночной экономики в каждой стране есть трудоспособные граждане, которые не желают работать. Эта категория людей, как правило, статистикой не учитывается. К безработным относят вынужденных безработных, тех, которые хотят работать, ищут работу, но не находят места работы.

Безработица — неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.[1]

Трудоспособное население — это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т.е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики[2].

Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполные рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.

К рабочей силе относятся и занятые, и безработные. Так, в США безработным считается человек, который на определенную дату, во-первых, в течение предшествующей недели не имел работы, а во-вторых, в течение предшествующих четырех недель прилагал усилия, чтобы ее найти. Последнее условие называется «требование поиска работы» и предназначено для того, чтобы определить наличие или отсутствие рыночной ориентации у работника и ограничить состав безработных теми, кто активно ищет работу, т.е. регистрируется в органах трудоустройства, собирает информацию о наличии вакансий, дает объявления о поисках работы. Исключение составляют временно уволенные и те, кто временно не работает, но готовы приступить к новой работе и ожидают ее не более 30 дней. Обе эти категории лиц считаются безработными независимо от того, заняты ли они активным поиском работы или нет.

В особую категорию выделяются лица, не входящие в состав рабочей силы. К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечают требованию поиска работы. Предполагается, что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует также категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска, это так называемые отчаявшиеся найти работу. Данную категорию людей относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.

Большинством западных экономистов признается закономерным и необходимым в условиях рынка существование определенного уровня безработицы. Дж. Кейнс понятие вынужденной безработицы выводил из недостатка эффективного совокупного спроса. Под полной занятостью он понимал такое ее состояние, когда численность занятых уже никак не меняется в зависимости от дополнительного расширения эффективного спроса, и потому его дальнейший прирост оказывается чисто инфляционным, т.е. выражается лишь в общем повышении номинальных величин. При этом вынужденная безработица равна нулю[3].

Ряд экономистов считают безработицу необходимым признаком мобильного и гибкого рынка труда. В этих условиях можно говорить о естественном уровне безработицы, для характеристики которой используется понятие «норма безработицы при неускоряющейся инфляции».. По мнению М. Фридмена, естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы, подобно тому как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Количественно этот показатель в США составляет 5,5—6,5% в безкризисный период. По последним данным этот показатель превысил 8,5% и продолжает расти, приближаясь к тридцатилетнему максимуму. . Норма безработицы при полной занятости понимается как наименьшая норма безработицы, достижимая при существующей институциональной структуре и не ведущая к ускоряющейся инфляции.

Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.

В последние пятнадцать лет экономическое развитие России характеризовалось слабым ростом численности занятых при достаточно устойчивой тенденции к повышению уровня экономической активности населения, к снижению общей и зарегистрированной безработицы.

Рис. 1. Динамика занятости и безработицы в России[4]

Из данных Росстата на рис. 1 видно , что кризис 2008-2009 гг. не оказал резкого негативного воздействия на рынок труда, в том числе за счет реализации комплекса антикризисных мер правительства. Среднегодовая численность занятых в экономике в 2013 г. практически восстановилась на докризисном уровне 2008 г., а уровень общей безработицы снизился до исторического минимума за весь период наблюдений с 1990 г. Однако следует отметить, что изменение основных характеристик рынка труда в 2009-2014 гг. протекало при существенном замедлении темпов экономического роста, и при этом рост спроса на рабочую силу во многом отражал внутренние ограничения развития экономики, обусловленные снижением эффективности использования трудовых ресурсов.

Ситуация в сфере занятости в 2015 году определяется воздействием финансово-экономического кризиса, носящего в России локальный характер и развивающегося как под давлением резко снизившихся цен на нефть, так и под воздействием санкций ведущих мировых держав из-за обострения ситуации в Украине. По оценке Росстата  индекс  физического  объема  валового   внутреннего продукта за первые два месяца I квартала 2015 г. , снизился в годовом выражении на 1,1 процента, с исключением сезонного фактора. относительно соответствующего периода 2014 года. Такое падение подтверждает  прогноз рецессии в виде 3 процентов.  Значительное ухудшение показателей в 2015 году произошло не только в общественном питании но и в таких секторах, как транспорт, строительство, связь. Темпы роста в сфере аутсорсинга   связаны с ростом реальной заработной платы. Динамичный рост в 2000-2008 годах как раз увязывался с быстрым ростом доходов населения, которые на 85% состоят из заработной платы.

Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, отток капитала и сокращение прироста банковского кредита привели к значительному сокращению инвестиционной активности и спаду в промышленности по итогам 2014 года[5].

Одной из глубинных проблем текущего кризиса стало доминирование интересов капитализации над интересами повышения эффективности факторов производства (или роста производительности труда). Именно этот показатель в первую очередь интересует собственников-акционеров, по нему они оценивают эффективность менеджмента[6].

Показатель, формирующий целевую функцию, начал доминировать по отношению к другим параметрам деятельности – производительности труда, обновлению производства, которые играли важную роль, если не противоречили росту капитализации.

Рис. 2. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

Анализ динамики среднемесячной номинальной начисленной заработной платы показывает ее небольшой рост в течение всего 2012 и 2013 гг. При этом индекс реальной заработной платы несколько «просел» ниже 100%, но к концу 2009 года практически был равен прошлогоднему показателю. В результате этого общий уровень реальной заработной платы в России в период кризиса значительно не снизился.

Следует затронуть макроэкономические факторы, определяющие динамику оплаты труда и состояние рынка труда России. Мотивация предприятий в сфере занятости  на создание новых рабочих мест находится в прямой взаимосвязи со всеми процессами, происходящими в экономики в силу специфики предпринимательской деятельности, ориентирующейся на результат в виде прибыли. Рассмотрим статистику занятости в совокупности с объемом производства.

Как показывает анализ диаграммы на рис. 3 уровень занятых в экономике мало зависит от объемов производства.

Рис. 3. Динамика ВВП и занятости в экономике[7]

Можно выделить экономические и социальные последствия безработицы, влияющие на экономику страны.

Отрицательные экономические последствия: сокращение объема производства, недопроизводство национального дохода, снижение жизненного уровня, затраты на помощь безработным, снижение налоговых поступлений.

Отрицательные социальные последствия: увеличение социального расслоения, усиление социальной напряженности и обострение криминальной ситуации.

Вне зависимости от уровня развития рыночного хозяйства и конкретной ситуации на рынке труда государство рассматривает безработицу как негативное явление на недопущение, которого направлена в первую очередь государственная политика в сфере занятости.

Обычно применяются административные и экономические меры борьбы с безработицей. Первые представляют собой совокупность рычагов регулирования рынка труда административными методами и содействие занятости путем закрепления определенных прав и интересов работников.

Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную ме-ру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании.

Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных пред-приятий, предоставление государственных заказов промышленности в пери-од спадов, организацию общественных работ.

Экономические рычаги при всем их многообразии отражают на каждом этапе специфику решаемых в сфере занятости проблем. В условиях высокого уровня безработицы на передний план выдвигается деятельность государства по ее снижению[8].

 

 

[1] Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда. Учебное пособие. М., 2005. С.159.

[2] Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. ГЛ. Журавлевой. — М.: ИНФРА-М, 2003. С. 564.

 

[3] Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. ГЛ. Журавлевой. — М.: ИНФРА-М, 2006. с. 567.

[4] Занятость и безработица URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#

[5] Обзор макроэкономической ситуации URL: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf1594.pdf

[6] Мау В. Глобальный кризис: опыт прошлого и вызовы будущего // www.iet.ru/files/text/policy/2009_4/mau.pdf

[7]Национальные счета // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#

[8] Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 2002. С. 240.

Причины, последствия и пути минимизации безработицы
Метки: