Тогда советская система казалась исключительно устойчивой, экономика медленно, но росла (на 2-3% в год). Государственный долг был невысоким. Доходы от продажи энергоресурсов расходовались на покрытие текущих потребностей бюджета (в основном шли на военные расходы, на закупку продовольствия и товаров народного потребления, а также импортного оборудования для дальнейшего развития нефтегазового сектора). Эта модель казалась устойчивой надолго, если не навсегда — советское руководство, основываясь на доступном ему историческом опыте, было уверено, что цены на нефть могут только расти. Но, когда цены на нефть упали в шесть раз, пяти лет хватило для перехода от стабильности к финансовой катастрофе. Эти риски вполне реальны и в наше время — с той лишь разницей, что в отличие от начала 1980-х годов известно, что цены на нефть могут изменяться в обоих направлениях[1].
- Рост темпов инфляции.
После снижения инфляции в 2009 г. и в первой половине 2010 г. индекс потребительских цен в России вновь начал расти, достигнув по итогам года 8,8%. Иными словами, инфляция остается одной из самых высоких в странах «двадцатки», сопоставимой только с инфляцией в Индии и Турции (рис. 2.).
По данным Федеральной службы государственной статистики (на основе анализа базового индекса потребительских цен), инфляция составила: в 2008 г. — 13,3%; в 2009 г. — 8,8%; в 2010 г. – 8,8%; в 2004 г. — 11,7; в 2005 г. — 10,9%. Следовательно, кумулятивный индекс потребительских цен за три последних года (2003, 2004 и 2005 гг.) составил 1,341 (1,133*1,088 • 1,088 = 1,341), т. е. инфляция за три последних года составила 34,1%. В соответствии с этим признаком экономика Российской Федерации за последние три года не является гиперинфляционной, каковой она оставалась многие годы, начиная с 1990-х гг. Международными аудиторскими организациями Российская Федерация до 2003 г. причислялась к странам с гиперинфляцией.
Рис. 2. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 1991-2010 гг., на конец периода, в %
Отчасти это вполне естественный процесс, сопровождающий возобновление экономического роста. На волне экономического спада динамика цен стала тормозиться, однако российская экономика все равно оставалась высоко инфляционной – на минимуме инфляция снизилась до 8,8% в годовом исчислении. От этого уровня и начался ее рост по мере преодоления рецессии. Однако есть и два других – так сказать, негативных – источника раскручивания инфляции. С одной стороны, это фактор засухи и исключительно низкого урожая зерновых, что отражается на всем индексе сельскохозяйственного производства, с другой стороны – фактор бюджетной политики, поскольку мощное наращивание бюджетных расходов не может не сказаться на ценах[2].
Можно говорить и о монетарных факторах инфляции, поскольку происходило эмиссионное финансирование бюджетного дефицита – за счет Резервного фонда и валютных интервенций в период притока капитала в начале года. Свою роль играют и инфляционные ожидания, которые экспансионистская бюджетная политика естественным образом порождает.
[1] Юдаева К. New Normal для России // Экономическая политика. 2010. № 6.
[2] Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011. С. 14-15.