Служебная деятельность Информационных Центров органов внутренних дел России заключается в поддержании уровня информационно-аналитической деятельности в системе МВД России. Составляющими служебной деятельности Информационных Центров органов внутренних дел России выступает информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел, включающее учетную деятельность, поддержание устойчивого состояния информационных связей, сбор, накопление, обработку, хранение и предоставление соответствующей информации в максимально короткие сроки, и аналитическую обработку статистической и оперативной информации, заключающуюся в изучении и прогнозировании вероятных ситуаций в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка, противодействия организованной преступности.
Главный информационно-аналитический центр МВД РФ наделен полномочиями по централизованному информационному обеспечению в установленном порядке руководства Министерства и подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистическими, оперативно — справочными, оперативными, розыскными, дактилоскопическими, криминалистическими, архивными и научно-техническими сведениями.
Информационно-аналитическая деятельность территориальных органов поддерживается при помощи Информационных центров территориальных органов МВД РФ.
В борьбе с преступностью большое значение придается сбору и хранению уголовно-розыскной и иной криминалистической информации, с помощью которой можно провести индивидуальное отождествление или установить групповую принадлежность проверяемого объекта в процессе раскрытия и расследования преступления. Ни одна страна не обходится без налаженной службы уголовной регистрации, т.е. систематизированного учета объектов, имеющих криминалистическое, а для некоторых объектов — правовое и криминологическое значение.
Однако осуществление столь необходимых полномочий органов внутренних дел и их информационных центров было бы не эффективным организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел.
Основные принципы обработки персональных данных граждан закреплены в ст. ст. 23, 24 Конституции РФ — каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вопросы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных нашли детальное регулирование в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
Специальная инструкция, утверждения приказом МВД РФ от 06.07.2012 года № 678 содержит правила, применяемые для установления несанкционированного доступа, а также утечки информации, а также соответствующие обязанности уполномоченных сотрудников органов внутренних дел, что в целях контрольно-проверочных мероприятий является наиболее существенной превентивной мерой для предотвращения незаконной деятельности по несанкционированному доступу к персональным данным.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060
- Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 12.07.2012) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, N 10, ст. 1334.
- Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»//»Собрание законодательства Российской Федерации», 07.03.2011, № 10, ст. 1335.
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N 20, ст. 2444.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета, N 34, 16.02.2008.
- Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 18.11.2013, N 46, ст. 5954.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 21.02.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.
- Приказ МВД России от 06.07.2012 N 678 (ред. от 15.07.2013) «Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2012 N 25488) // Российская газета, N 230, 05.10.2012.
- Приказ МВД РФ от 10.02.2006 N 70 (ред. от 21.05.2008) «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», «Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации») // Сборник приказов МВД России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации 2005 — 2007 гг.» (Бюллетень текущего законодательства), -М., 2007.
- Приказ МВД РФ от 28.03.2002 N 288 «Об утверждении Типового положения об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ МВД России» URL: http://www.lawmix.ru/pprf/50468
- Бекренев, В. Л.Информационная модель юридических знаний /В. Л. Бекренев.//Юридическая мысль. -2001.
- Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 5.
- Государственные информационные системы, находящиеся в ведении МВД России URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/gosprogram/gis
- Данилкин И.А. Пути развития криминалистической регистрации в России с учетом опыта зарубежных стран // Российский следователь. 2010. N 13.
- Долинин В.Н., Сорочинский В.И. Использование криминалистической характеристики в расследовании грабежей и разбойных нападений, совершаемых в жилище // Проблемы совершенствования расследования и профилактики преступлений на современном этапе. Уфа: Башкир, гос. ун-т, 2004.
- Киселев В.И., Шаковец А.Н. Теоретические основы информационного обеспечения процесса раскрытия преступлений: Монография. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2007.
- Сляднева Н.А.Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы URL: http://abfarida.narod.ru/sladneva.htm
- Талхигова Л.А. Совершенствование информационно-аналитической работы в ОВД//Админстративное право и процесс, 2011, № 1.