Тема дипломной работы.
Бизнес план по организации транспортно-экспедиторской компании по перевозке нефтеналивных грузов морским транспортом, с финансовой моделью (Азиатско-Тихоокеанский регион).
Организационный контекст.
Предполагается формирование совершенно новой организационной структуры морского транспорта. Тему работы следует рассматривать в геополитическом аспекте. Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в сравнении с общемировыми показателями заставляет по-новому взглянуть на место Дальнего Востока в политическом, экономическом и социальном развитии России, в целом и на его роль для России с точки зрения выхода на торговлю со странами АТР. С глобальной точки зрения в стратегической перспективе компания имеет все шансы успешного развития. Россия имеет фундаментальные интересы в АТР прежде всего в силу своего геополитического положения — евроазиатской принадлежности, поэтому будет стремиться помогать бизнесу в развитии контактов со странами АТР.
В настоящее время большой проблемой реализации огромных сырьевых запасов страны (в частности по запасам нефти Россия находится в тройке лидеров) является доставка. Трубопроводная система ориентирована на Европу. Только сейчас завершается прокладка трубопровода на Дальний Восток, однако большая протяженность маршрутов в АТР, островное и полуостровное размещение производства в регионе не дадут в ближайшее время возможности сделать трубопроводную сеть разветвленной. Поэтому единственной альтернативой будет доставка нефти морским нефтеналивным транспортом.
Однако в этой сфере нет благоприятных условий для их деятельности российских компаний на мировом рынке морских перевозок. Высокие налоги и таможенные преграды приводят к тому, что нужна предварительная тщательная проработка проектов для принятия решения о инвестировании значительных средств в создание транспортно-экспедиторской компании по перевозке нефтеналивных грузов морским транспортом.
Опыт развитых стран свидетельствует о создании успешных моделей таких компаний.
Обзор литературы.
Специализированной литературы по оценке инвестиций в организацию транспортно-экспедиторской компании нет. Однако существует литература по совершенствованию бизнес-процессов в морских судоходных компаниях, которая может быть весьма полезной для построения бизнес-процессов.
С другой стороны нельзя не воспользоваться многочисленными публикациями по теме управления инвестиционным процессом как в масштабах корпорации так и на макроэкономическом уровне, в частности в сфере морского транспорта. Как правило, при управлении инвестициями авторы рассматривают не определенную производственную структуру а отрасль или регион.
Поэтому предполагается сформировать бизнес-план транспортно-экспедиторской компании на основе общепринятых подходов к оценке инвестиционных решений с учетом специфики морского транспорта.
Теоретически решение проблемы построения эффективной финансовой модели будет основано на согласовании долгосрочной цели развития компании — роста акционерного капитала и текущей цели — обеспечения ее финансовой устойчивости. Качественная финансовая модель может быть построена исходя из концепции компромисса между риском и доходностью. Реализация бизнес плана организации транспортно-экспедиционной компании должна обеспечивать заданный уровень доходности, приемлемый уровень инвестиционного риска и стабильность финансового положения компании в период инвестирования. Соответственно, принципиально необходимой является оценка бизнес плана на основе нескольких критериев, отражающих эффективность, риск и финансовую устойчивость компании.
Модель транспортно-экспедиционной компании включает методику расчета финансовых потоков и оценки ее финансовой состоятельности исходя из предполагаемых условий кредитования приобретения судов, финансирования затрат и уровня тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Уровень затрат в компаниях подобного типа будет выявлен на основании доступных финансовых отчетов аналогов.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования: построить укрупненную финансовую модель транспортно-экспедиторской компании по перевозке нефтеналивных грузов морским транспортом.
Задачи исследования:
- Изучить основные подходы к формированию инвестиционных решений при организации транспортно-экспедиторских компаний.
- Выявить особенности перевозки нефти и нефтепродуктов морским транспортом.
- Изучить перспективы поставок нефти и нефтепродуктов через порты Дальнего Востока, построить прогноз грузоперевозок нефти и нефтепродуктов.
- Построить финансовую модель транспортно-экспедиторской компании.
- Изучить чувствительность модели к колебанию входных параметров.
Рабочая гипотеза.
Рабочая гипотеза состоит в том, что формирование финансовой модели бизнес-идеи транспортно-экспедиционной компании обеспечит адекватность управленческих решений по ее созданию, так как создаст баланс между стратегическим видением предприятия и возможными реакциями на внешние и внутренние риски. Модель позволит «перестраивать» финансовый организм предприятия чисто виртуально, не прибегая к дорогостоящим экспериментам.
Методология.
Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач предполагается использование методов системного анализа, сравнения и аналогии, экспертных оценок. Для прогноза перспектив перевозок — экономико-статистические методы и приемы исследования — корреляционный, регрессионный.
Поскольку разработка бизнес-планов инвестиционных проектов производится с использованием специализированного программного обеспечения для создания инвестиционных проектов, то в работе предполагается использование одного из лучших программных средств такого рода — пакета прикладных программ «Альт-Инвест», в рамках которого возможно создание бизнес-планов инвестиционных проектов с использованием имитационных моделей.
Автоматизированное формирование бизнес-плана с использованием информационной системы «Альт-Инвест» позволит моделировать ситуации и оценивать варианты управленческих решений с получением количественных характеристик в зависимости от набора входных параметров и их изменения.
Анализ чувствительности проекта к неконтролируемым внешним параметрам позволит повысить обоснованность принимаемых инвестиционных решений.
Указание ограничений, этические соображения:
При проработке темы работы не выявлено особых ограничений. Большинство данных о перевозках можно почерпнуть из статистической информации в открытой печати.
Структура расходов транспортной компании в укрупненной модели не будет детализирована до состояния сметы. Будут закладываться лишь существенные параметры и испытываться на чувствительность ко внешним факторам.
Нет необходимости прибегать ко внутренней управленческой отчетности какой либо компании, соответственно не будет нарушена и коммерческая тайна.
План-график проведения исследований.
Мероприятия | Сроки (примерные) |
Обзор литературы | июнь 2011 г. |
Сбор информации | |
Сбор статистической информации о перевозках нефти и нефтепродуктов на Дальнем Востоке | июль 2011 г. |
Сбор данных о потреблении нефти и нефтепродуктов в АТР | август 2011 г. |
Сбор данных о структуре затрат транспортно-экспедиторской компании | сентябрь 2011 г. |
Сбор данных о тарифах на перевозки | |
Анализ данных | октябрь 2011 г. |
Выведение результатов | ноябрь 2011 г. |
Написание отчета | декабрь 2011 г. |
Представление выпускной аттестационной работы руководителю | декабрь 2011 г. |
Представление выпускной аттестационной работы к защите | декабрь 2011 г. |