Хотя конкретную статистику по данным сегментам деятельности компании, которые получили лицензии на этот вид деятельности или вели переговоры с операторами сотовой связи о сотрудничестве в данной сфере, не раскрывают, однако по оценкам аналитиков уже действующие MVNO-операторы пока не так быстро набирают абонентскую базу.
MVNO-операторы не смогли предложить ни ясной, отличающейся от существующей на рынке мобильной связи концепции, ни запоминающейся маркетинговой политики, в том числе не видно их присутствие на рынке рекламы.
Сильные стороны | Возможности |
· доступность практически всех бизнес-возможностей MNO, собственная абонентская база, свой брэнд;
· качество доступа MVNO-абонентов к сети не хуже, чем у абонентов ведущих сетей, что в случае сильного оператора является конкурентным преимуществом перед другими MNO и MVNO. |
· снижение инвестиционного барьера входа на рынок;
· выпуск самостоятельно запрограммированных SIM-карт; · наличие одновременных MVNO-отношений с несколькими операторами позволяет иметь совокупное покрытие лучше, чем у каждого из них; · ценовой маневр между несколькими операторами; · потенциальная востребованность бизнес-модели MVNO крупным бизнесом из других отраслей (имеющим многочисленную клиентскую базу и развитую дилерскую сеть); · возможность появления в лицензиях обязательств MNO по открытию сетей для MVNO. |
Слабые стороны | Угрозы |
· выше накладные расходы;
· необходимость более жестко сокращать издержки, чем оператору с однотипным бизнесом; · отсутствие свободы экспансии в рыночную нишу оператора, вынужденный уход в другие ниши; · отсутствие реального влияния на планы оператора по расширению покрытия и емкости сети в отдельных направлениях. |
· глобальное снижение прибыльности голосового мобильного бизнеса;
· технологическая зависимость от оператора (внедрение новых возможностей текущей радио-технологии или переход к новым радио технологиям в рамках имеющейся лицензии); · дискриминация оператором абонентов MVNO; · разрыв отношений с оператором; · объективная нехватка радиочастотного ресурса для двоих; · лицензионная неопределенность.
|
Есть и другие факторы. Распространение MVNO в мире было во многом обусловлено тем, что восемь – десять лет назад ведущие операторы не могли предложить абонентам услуги по низкой цене: для развития и обслуживания сетей требовались большие финансовые вложения. У виртуальных операторов эти статьи расходов отсутствовали, и цены у них были ниже. В некоторых странах реальные операторы заключали соглашения о взаимном доступе к сетям (становясь, таким образом, «виртуалами » в сетях друг друга), благодаря чему отпадала необходимость протягивать дополнительные километры кабелей.
В условиях России и при том уровне конкуренции между тройкой ведущих операторов и «присоединившейся» к ним Теле-2 нет никакой возможности договориться о «внедрении» в сети друг друга. Теле-2 сам по себе является дискаунтером и пример его успешного внедрения на рынок свидетельствует о том, что тарифная политика оператора может быть гибкой и без создания виртуального оператора MVNO.
Сейчас передача данных определяет 99% выручки Мегафона, впрочем как и других крупных компаний рынка. Только 1% выручки приходится на голосовую связь, поэтому добавить в этот сектор конкурента, взрастив его собственными руками весьма опасно. За 2010 год общий ежемесячный голосовой трафик увеличился на 30%, а ежемесячная выручка с января по декабрь 2010 года, увеличилась почти в два раза. Увеличить выручку с абонентов, пользующихся столь дешевым тарифом на голосовую связь можно путем повышения цен на все другие услуги. Например, стоимость одного мегабайта передачи данных для абонентов MVNO составляет 10 руб., а учитывая шаг тарификации в 0,1 мегабайт, каждый выход в Интернет владельцам КПК обходится минимум в 1 руб.