Неправильное воспитание в семье, имеющее своим следствием формирование отрицательных свойств личности, может быть обусловлено комплексом объективных и субъективных обстоятельств. Первая группа относится к демографическим показателям семьи (количество детей, состав, материальное и бытовое положение), связанным с условиями семейного воспитания. По статистическим сведениям 2010 г., 58,3% женщин имеют только одного ребенка, что ведет к изменению возрастной структуры населения, а следовательно, возникновению и упрочению внешней контрастности, взаимной нетерпимости поколений.

При отсутствии легитимных способов достижения успеха, материального благополучия, социального статуса, многие молодые люди начинают испытывать напряжение и беспокойство по поводу возможной неудачи в своей способности соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к успешным людям. Вследствие постоянно растущих и плохо определенных требований, формируется самооценочная тревожность.

Джозеф Вольпе описывая страх или тревожность, испытываемые человеком в определенных ситуациях, указывает на две причины возникновения невротического страха и соответственно два его вида: классически обусловленный страх и страх когнитивного происхождения[1].

Классически обусловленный страх возникает при совпадении во времени источников врожденных страхов (боли, неожиданных громких звуков и т.д.) с некоторым условным стимулом. Особенностью такого рода страхов служит то, что иногда они возникают в результате, того или иного события. Например, человек может начать бояться стоматологов после неожиданно возникшей резкой боль во время лечения.

Но чаще невротический, страх, появляется как. результат ряда повторяющихся событий

Страхи, возникающие в результате общения и нерациональных убеждений Д. Вольпе называет страхами когнитивного происхождения: боязнь змей, пауков, сказочных персонажей может возникнуть просто оттого, что кто-либо рассказывает, как это страшно или сам показывает примеры тревожного и. боязливого поведения. Механизмом формирования таких социальных страхов служит механизм подражания и обучения на моделях. Ребенок или взрослый; человек начинает бояться того, с чем сам непосредственно дела не имел, но чего боятся окружающие его люди. Таким образом, формируются социальные страхи.

Однажды, возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с. ним поведение, выучиваются. автоматизируются, поддерживаются и воспроизводятся, распространяясь на смежные социальные ситуации. Впоследствии тревога генерализируется и перерастает в черту личности.

Известный немецкий психиатр и невропатолог Курт Гольдштейн в годы Первой мировой войны руководил большим психиатрическим госпиталем. Наблюдая за больными с поражениями головного мозга, он заключил: тревога — результат попадания человека в «катастрофические условия», с которыми он не может справиться. Человек чувствует, что его жизнь или равноценное жизни — под угрозой, и пути к спасению он не видит. Тревога появляется тогда, когда рушится связь человека с окружающим миром, когда человек не может самореализоваться[2]. Страх же возникает, когда человек рискует оказаться в состоянии тревоги. некоторые ситуации, чаще всего те, где происходит угроза самооценке личности, способны вызвать повышение уровня тревожности у любого индивида, вне зависимости от исходного уровня эмоционального напряжения (личностной тревожности).

Таким образом, самооценочная тревожность — это состояние тревоги, активизируемое представлениями о своем возможном несоответствии построенному на основе социальных стандартов образу Я-желательное (точнее сказать Я-должное.

[1] Вольпе, Д. На пути к созданию научной психотерапии / Эволюция психотерапии. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. Т.2. С.255-272.

[2] Гольдман Е. Век тревоги [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/5487/, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

Самооценка детей — инвалидов — страница 13-14