Многие психологи подчёркивают, что полное развитие личной идентичности невозможно до тех пор, пока подросток не достигнет стадии формальных операций в своём когнитивном развитии. Ведь именно на этой стадии становятся возможными размышления о самом себе. Подростки собирают информацию, которая позволяет им оценить свои физические и психологические качества. На основе полученных данных они формируют представление о себе, в дальнейшем свои ощущения и оценки они проверяют посредством различных экспериментов и во взаимоотношениях с другими людьми;

Согласно современным представлениям Я-концепция имеет сложную структуру. По данным разных авторов в неё входят от двух до семи подструктур.

Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, то есть текущее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Межличностные отношения подростков и юношей и их взаимосвязи и взаимозависимости изучали многие отечественные и зарубежные психологи. Развитие группы в целом, ее статусная структура должна рассматриваться с позиции внутренней структуры группы и особенностей отдельных ее членов. Высокий статус определяется наличием положительных черт характера, совпадением ценностных ориентаций, пониженной самооценкой (Т. Каазик, Е.Е. Махлах, Р.Ф. Уринг); высокого интеллекта, способностей, нравственных качеств (В.Н. Лозовцева); общительностью, отзывчивостью, спокойным и добродушным характером (Т. Гордон, А. Крутецкий, Е.А. Шумилин, Г. Олпорт, С. Сакс, С. Холландер); эмпатией (Т.П. Гаврилова), привлекательной внешностью (Т.-К. X. Аунапуу, Н.В. Кораблева, Н.Н. Обозов). Эти факторы или характерологические особенности также влияют на позицию в группе. Уверенность в себе, гибкость, настойчивость, высокий самоконтроль будут способствовать отстаиванию своих позиций.

В учебных группах наиболее часто возникают и напряженно протекают межличностные противоречия отдельных ее членов. Они зависят от образцов поведения данного общества и набора личностных особенностей индивидов. Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение, тесно связано со статусом личности в системе межличностных отношений в учебной группе.

Если раньше у учеников с высоким статусом отмечались такие личностные особенности, как инициативность в общественных делах, охотное посещение школы, высокая; учебная мотивация, то на данном этапе развития нашего общества, данные ценности ушли на второй план.

Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности подростка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является «застывшей окаменелостью»: это — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу[1].

Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У подростка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией[2].

[1] Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002. С. 87.

[2] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. С. 245.

Самооценка детей — инвалидов — страница 19-20