Иногда подростки со слабой идентичностью и с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого- помочь индивиду преодолеть чувство собственной мало значимости, убедив других в своей, важности: Я играю роль, чтобы произвести впечатление на людей.
Но притворство ведет к напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.
Одним из ключевых понятий, которым в современной психологии описываются критические жизненные ситуации, является понятие фрустрации.
Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению[1].
Практически все авторы, указывают, что типичными реакциями на фрустрацию являются реакции агрессии и депрессии, которая проявляется в склонности уходить в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность (прием алкоголя, наркотиков, игровая деятельность).
Невозможность соответствовать социальным эталонам приводит подростков в состояние внутреннего конфликта, неудовлетворенности собой. По определению А.И. Захарова, динамику внутреннего конфликта в. развернутом виде можно представить следующим образом:
- наличие психотравмирующих, т. е. вызывающих переживания, жизненных обстоятельств или событий;
- трудность, невозможность их разрешения силами ребенка, что приводит к хроническому чувству усталости и напряжения;
- столкновение противоположно направленных мотивов, желаний, устремлений, порождающих эффект фрустрации, внутреннего беспокойства;
- появление чувства неудовлетворенности собой, усиление беспокойства и аффективной, напряженности:
- неустойчивость самооценки, в основном ее понижение, пессимистическая оценка перспективы;
- уменьшение внутренней согласованности в оценках и суждениях, колебания в принятии решений, неуверенность в себе;
- повышение чувствительности в виде непереносимости определенных жизненных обстоятельств: и событий или идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования[2].
Если первый и второй пункты рассматриваемой динамики внутреннего-конфликта означают стресс, то, начиная с третьего пункта — фрустрации, он превращается в дистресс — более или менее устойчивое отрицательно воспринимаемое эмоциональное расстройство.
Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних, вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека, и действительности, которая их не удовлетворяет.
[1] Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.
[2] Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез -Л. : Медицина, 1988. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0112/3_0112-1.shtml, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012).