ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 2
Глава 1 Теоретическо-методологические аспекты исследования личности детей- воспитанников детского дома. 5
1.1 Проблема изучения личности детей в психологии. 5
1.2 Особенности развития детей в условиях детского дома. 15
1.3 Факторы, влияющие на личностное развитие детей- воспитанников детского дома 35
Глава 2 Изучение особенностей личности подростков — воспитанников детского дома 42
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. 42
2.2 Результаты эмпирического изучения особенностей личности детей — воспитанников детского дома. 44
Глава 3 Психолого-педагогические рекомендации по работе психолога с детьми — воспитанниками детского дома. 63
3.1 Особенности деятельности психолога с детьми-сиротами. 63
3.2 Предложения по формированию психокоррекционной программы по формированию личности для детей — воспитанников детского дома. 66
Заключение. 77
Список литературы. 80
Приложения. 85
Введение
Актуальность дипломной работы определяется тем, что нестабильность экономической и политической ситуации в процессе рыночной трансформации в России привела к росту количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых социальных сирот.
По данным некоторых исследований приютские дети проживают совершенно другой путь развития, чем дети из благополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д. Всё пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след, на психическом развитии ребёнка[1].
Для адекватного психологического сопровождения ребенка в условиях детского дома, его развитии и социализации необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома.
Изучению специфики личностного развития детей, воспитывающихся в детских домах посвящено большое количество трудов отечественных авторов, таких как Л.И.Авдеева, Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстых, Т.И.Шульга и др.
Анализ психологических исследований показывает, что пока еще недостаточно изучены психологические особенности личности детей- воспитанников детского дома.
Проблема исследования в дипломной работе заключается в выявлении особенностей проявления личностных качеств у детей — воспитанников детского дома.
Цель дипломной работы — изучить особенности личностных качеств детей- воспитанников детского дома.
[1] Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. -М.: ГНОМ и Д, 2001. с. 125.