Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

В настоящее время очевидно, что в Российской Федерации необходимо усилить роль государства в укреплении собственной экономики, в том числе через соответствующие методы воздействия на нее.

Рассматривая конкретные методы государственного воздействия на экономический рост, целесообразно отметить, что нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого. При этом, выражая интересы всех экономических субъектов, государство должно организовывать производство и реализацию продукции тех отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности либо по другим объективным и субъективным причинам.

В целом основными методами государственного финансового регулирования экономического роста являются[1].

  1. Бюджетная политика, которая может предусматривать прямое финансирование мероприятий по развитию той или иной отрасли, а также другие формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные гарантии и др.
  2. Денежно-кредитная политика (обеспечивающая получение необходимых средств предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями для сохранения и дальнейшего развития своей деятельности через соответствующие экономические механизмы либо, наоборот, ограничивающая получение дополнительных доходов путем необоснованного повышения цен и тарифов на свою продукцию). Именно поэтому к данной политике относятся также предпринимаемые государством меры по созданию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности.
  3. Федеральные целевые программы. Различные экономические программы, носящие целевой характер, в ряде случаев содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Именно поэтому приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета. Многие из указанных программ затрагивают широкий спектр экономических и социальных вопросов. В то же время ряд федеральных целевых программ носят ярко выраженный отраслевой характер. Финансовое обеспечение этих программ предусматривает выделение соответствующих бюджетных средств.
  4. Налоговое регулирование (изменение состава налогов налоговой системы, налоговых ставок, налоговой базы, состава налогоплательщиков, установление налоговых льгот и др.). Исходной установкой при проведении налогового регулирования служит не только обеспечение правового порядка взыскания с плательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика заключается не только в выполнении предписаний налоговых законов, но и в их совершенствовании.

[1] Петрунин В.В. О методах государственного финансового воздействия на отраслевую структуру экономики // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2010. N 6.

Государственное регулирование экономического роста — страница 5-6
Метки: