Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.
В настоящее время очевидно, что в Российской Федерации необходимо усилить роль государства в укреплении собственной экономики, в том числе через соответствующие методы воздействия на нее.
Рассматривая конкретные методы государственного воздействия на экономический рост, целесообразно отметить, что нормальное функционирование экономики возможно при условии органической связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обслуживает его сбалансированное развитие как единого целого. При этом, выражая интересы всех экономических субъектов, государство должно организовывать производство и реализацию продукции тех отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности либо по другим объективным и субъективным причинам.
В целом основными методами государственного финансового регулирования экономического роста являются[1].
- Бюджетная политика, которая может предусматривать прямое финансирование мероприятий по развитию той или иной отрасли, а также другие формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные гарантии и др.
- Денежно-кредитная политика (обеспечивающая получение необходимых средств предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями для сохранения и дальнейшего развития своей деятельности через соответствующие экономические механизмы либо, наоборот, ограничивающая получение дополнительных доходов путем необоснованного повышения цен и тарифов на свою продукцию). Именно поэтому к данной политике относятся также предпринимаемые государством меры по созданию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности.
- Федеральные целевые программы. Различные экономические программы, носящие целевой характер, в ряде случаев содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Именно поэтому приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета. Многие из указанных программ затрагивают широкий спектр экономических и социальных вопросов. В то же время ряд федеральных целевых программ носят ярко выраженный отраслевой характер. Финансовое обеспечение этих программ предусматривает выделение соответствующих бюджетных средств.
- Налоговое регулирование (изменение состава налогов налоговой системы, налоговых ставок, налоговой базы, состава налогоплательщиков, установление налоговых льгот и др.). Исходной установкой при проведении налогового регулирования служит не только обеспечение правового порядка взыскания с плательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика заключается не только в выполнении предписаний налоговых законов, но и в их совершенствовании.
[1] Петрунин В.В. О методах государственного финансового воздействия на отраслевую структуру экономики // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2010. N 6.