Приложение 5
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по Рожкову Н.И.)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственности учащегося.
Время проведения: инструктаж и заполнение анкеты не должно превышать 15 мин.
Анкета
- Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием.
Дайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
| № п/п | Утверждение | Всегда 
 
 | Почти всегда 
 | Иногда 
 
 | Очень редко 
 
 
 | Никог-да 
 | 
| 1 | Стараюсь слушаться во всем своих учителей и воспитателей. | |||||
| 2 | Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. | |||||
| 3 | За что бы я ни взялся – добиваюсь. | |||||
| 4 | Я умею прощать людей. | |||||
| 5 | Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. | |||||
| 6 | Мне хочется быть впереди других в любом деле. | |||||
| 7 | Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. | |||||
| 8 | Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни. | |||||
| 9 | Стараюсь поступать так , чтобы меня хвалили окружающие. | |||||
| 10 | Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. | |||||
| 11 | Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. | |||||
| 12 | Мне нравится помогать другим. | |||||
| 13 | Мне хочется, чтобы со мной все дружили. | |||||
| 14 | Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. | . | ||||
| 15 | Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. | |||||
| 16 | Переживаю неприятности других, как свои. | |||||
| 17 | Стремлюсь не ссориться с товарищами. | |||||
| 18 | Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. | |||||
| 19 | Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. | |||||
| 20 | Стараюсь защитить тех, кого обижают. | 
Ключ для обработки результатов:
Перевести ответы обучающихся в баллы, приравнивая:
«всегда» — 4 балла;
«почти всегда» — 3 балла;
«иногда» — 2 балла;
«очень редко» — 1 балл;
«никогда» — 0 баллов.
Посчитать сумму баллов за ответы:
1, 5, 9. 13, 17 – социальная адаптация;
2, 6, 10, 14, 18 – автономность;
3, 7, 11, 15, 19 – социальная активность;
4, 8, 12, 16, 20 – приверженность гуманистическим нормам.
Сумму баллов каждой строки разделить на 5, найти среднюю оценку.
Если получаемая обучающимся средняя оценка больше «3» — то констатируется высокий уровень; если она больше «2» и меньше «3», то констатируется средний уровень, если она меньше «2», то констатируется низкий уровень.