Приложение 4

Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации A.M.Прихожан)

Ход выполнения

Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества. Стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -наивысшее. На бланке изображены 7 линий. Они обозначают:

здоровье;

ум, способности;

характер;

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

внешность;

уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что они обозначают.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

Задание. Изображено 7 линий, длина каждой — 100мм, с указанием верхней и нижней точек шкалы.

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы, 10-12 минут.

 

Обработка результатов

Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм — 54 балла).

По каждой шкале определить высоту самооценки — от 0 до знака (-). Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумения правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют, как правило, группу риска. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

 

 

Особенности личностного развития детей – воспитанников детских домов — страница 91-92