Приложение 4
Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации A.M.Прихожан)
Ход выполнения
Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества. Стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -наивысшее. На бланке изображены 7 линий. Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
характер;
авторитет у сверстников;
умение многое делать своими руками, умелые руки;
внешность;
уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что они обозначают.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
Задание. Изображено 7 линий, длина каждой — 100мм, с указанием верхней и нижней точек шкалы.
Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы, 10-12 минут.
Обработка результатов
Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм — 54 балла).
По каждой шкале определить высоту самооценки — от 0 до знака (-). Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумения правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют, как правило, группу риска. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.