Следует также подчеркнуть, что нарушений пищевого поведения в виде сочетания многих типов нарушений у одной женщины являются очень тревожным знаком, так как симптомы разных типов расстройств очень изменчивы, и низкий уровень терапевтического результата в лечении подобных пациентов был показан во многих наблюдениях. В связи с этим следует особое внимание обратить на формировании с пациентами-женщинами программы самопомощи под руководством психолога. Кроме того, следует рекомендовать у таких женщин проводить поведенческую терапию.
Во всем мире растет количество исследований и сообщений о нарушениях пищевого поведения у женщин. Однако более точных данных по-прежнему недостаточно в этой области. Во многих случаях женщины, как это представляется и по результатам проведенного опроса, попадают в поле зрения специалистов-психологов по прошествии многих лет заболевания. Поскольку не только биологические, но и многие психологические факторы играют большую роль в этиологии нарушений пищевого поведения, то психологические исследования, например, как настоящее исследование о взаимосвязи образа тела у женщин с характером нарушений пищевого поведения могут помочь модифицировать терапевтические подходы, обращая внимание не только на к медицинские аспекты проблемы, но и на психологические, которые для женщин молодого возраста и подростков.
Заключение
Нарушения пищевого поведения являются значительной проблемой последних десятилетий. В связи с изменением структуры питания в сторону высококалорийных продуктов и укоренением малоподвижного образа жизни в эпоху постмодерна возросла актуальность проблемы ожирения. Более трети людей в развитых странах страдают ожирением и еще столько же, примерно, имеют избыточный вес. Для женщин проблема избыточного веса является еще и серьезной психологической проблемой, которая кроется, с одной стороны, в культивации ненормальных привычек в области пищевого поведения, которые обладают значительным разнообразием, но чаще всего включают чрезмерное (а иногда и недостаточное) потребление пищи, что способно принести ущерб сначала физическому, а затем и психическому здоровью. Переедание имеет в корне своем не только физиологические, но и психологические причины, так как большая часть нарушений питания и пищевого поведения связано не с конкретной потребностью в приеме пищи в с способностью человека вызывать аппетит собственными мыслями о еде (экстернальное пищевое поведение) или отгоняя за едой прочие неприятности или празднуя за столом радостные события (эмоциональное пищевое поведение). Итогом переедания становится недовольство собственным телом, так как для женщины, особенно в молодом возрасте, существует общественный идеал стройности и красоты, поэтому успешность женщины на работе и в личной жизни часто связывается со следованием за этим идеалом. В этом случае женщина стремится ограничить потребление пищи до минимума с целью вернуть былую или приобрести желанную стройность (ограничительное пищевое поведение). Ясно, что без проблем для организма такая жесткая диета обойтись не может. Нелрстижение идеала красоты и стройности также чревато недовольством собственным телом. Таким образом, проблема взаимосвязи образа собственного тела и нарушений пищевого поведения ц женщин является весьма актуальной, что и послужило импульсом к проведению исследования.
В исследовании применялись 2 методики: Голландский опросник пищевого поведения» (DEBQ), «Опросник образа собственного тела (ООСТ)» О.А. Скугаревского. Было опрошено 68 женщин в возрасте от 25 до 30 лет, то есть в таком возрасте, где проблемы веса являются жизненно важными.
Обработка результатов показала, что полученные данные значительно расширяют представления о взаимосвязи у женщин нарушений пищевого поведения и недовольства собственным телом.
Обработка и группировка значений опроса по методике DEBQ показала, что наиболее высокие средние значения у группы по шкале «Эмоциогенное пищевое поведение», где при норме 1,8 среднее значение по группе составило 2,576. Следовательно, исходя из результатов общего анализа данных для исследуемых женщин также важным является и фактор таких расстройств, при которых увеличивается аппетит при эмоциональном напряжении, а прием пищи зависит не от степени голода, а как реакция на эмоциональный дискомфорт (раздражение, тревожность, обида и т.п.).
Показатель среднего значения недовольства собственным телом по группе равен 19,57 что говорит о высокой степени неудовлетворенности опрошенных женщин собственным телом.
Анализ показал, что из 68 анкет в 36 или в 53% случаев отмечена легкая неудовлетворенность внешностью, но ее средний уровень 11,9 баллов приближается к пороговому значению выраженной неудовлетворенности внешностью, равному 14 баллов. Адекватное отношение к внешности характерно только для 6% случаев, ну а собственно выраженная неудовлетворенность внешностью отмечена в 28 анкете или в 41% случаев. Средний бал по этой категории составил 32 при максимально возможной неудовлетворенности 48 баллов.