Для того, чтобы наглядно представить распространенность нарушений пищевого поведения все анкеты респондентов были распределены по группам по количеству выявленных в каждой анкете нарушений. Только две анкеты не показали превышения по какой-либо из шкал. Показатель «Два нарушения», зафиксированн в 28 анкетах, что составило 41,2% случаев, а уровень недовольства телом в сырых баллах составил 21,2, что свидетельствует о выраженной неудовлетворенности внешностью.

«Три нарушения» были выявленны в 20 анкетах, что составило 29,4% в удельном весе, а уровень недовольства телом в сырых баллах составил 22,8    – это выраженное недовольство собственным телом.

Наконец «Одно нарушение» в анкетах были отмечены только  в 18 анкетах; а удельный вес таких анкет составил 26,5%; при этом  уровень недовольства телом в сырых баллах тоже  высок — 13,7   – это пограничное состояние от легкого к выраженному недовольству собственным телом.

Анализируя полученный ряд данных можно отметить, что наивысший уровень недовольства телом отмечается у женщин, в анкетах которых наблюдается два и три типа расстройства пищевого поведения одновременно. В тоже время видно, что при наличие только одного типа расстройства пищевого поведения показатель удовлетворенности своим телом гораздо ниже.

Проверка нормальности распределения наших данных с использованием одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова показало, что только часть шкал соответствует нормальному распределению, поэтому в дальнейшем для оценки тесноты связи были использованы непараметрические методы статистического анализа.

Направление корреляционной связи и ее тесноту (силу) между двумя признаками (используя шкалы опросника DEBQ и ООСТ попарно) и определялись  методом ранговой корреляции Спирмена

Было установлено, что связь между компонентами шкалы опросника DEBQ и отношения к своей внешности у женщин по опроснику ООСТ существует. Направление этой связи везде положительное, что говорит от характере связи: когда растут показатели по одной шкале, то увеличиваются показатели и по другой шкале. Однако если в случае соотношения  сырых баллов по опроснику ООСТ с показателями шкал «Ограничительное ПП», «Экстернальное ПП» — связь слабая положительная, то в случае соотношения сырых баллов по опроснику ООСТ с показателем шкалы  «Эмоциогенное ПП» связь является умеренно положительной.

На рисунке 9 показывает, что с ростом числа превышения по шкалам средних баллов недовольство собственным телом растет с 18,3-19,3 баллов по ООСТ если одним из двух компонентов нарушения пищевого поведения выступает ограничительное пищевое поведение до 22,8 баллов  по ООСТ в случае наличия у женщины всех типов нарушений. Если же речь идет о превышении по одной шкале, то наименьшим баллом по ООСТ обладает Эмоциогенное пищевое поведение со средним баллом по группе 9,0 означающим легкое недовольство собственным телом. Близок к этому средний бал по группе  Ограничительное пищевое поведение – 10,4. Но наибольший балл недовольства телом отмечен по группе  Экстернальное пищевое поведение – 17,2 – означающий переход к выраженному недовольству собственным телом.

Была проведена группировка по приросту превышения значения по каждой шкале. Выявлено, что по шкале эмоциогенное пищевое поведение 76,7% показателей показывают значительное превышение нормы, тогда как по другим шкалам к данному диапазону относится всего 16-22% показателей. По шкале ограничительное пищевое поведение самый значительный диапазон – это среднее  превышение — 31,7%. По шкале экстернальное пищевое поведение равное количество показателей относятся к небольшим и большим приростам показателей – 32%.

По шкале ограничительное пищевое поведение с ростом значительности превышения баллов над средними показатель недовольства собственным телом не растет и даже слегка снижается.

Шкала эмоциогенное поведение и экстернальное пищевое поведение показали при анализе, что рост уровня превышения средних баллов по шкале опросника DEBQ ведет к значительному росту среднего балла по шкале недовольства собственным телом, что собственно подчеркивает значение полученных ранее коэффициентов корреляции, показавших аналогичную тенденцию.

Также данные подтверждают найденные ранее взаимосвязи нарушений пищевого поведения женщин и их отношения к своей внешности. С возрастанием проблем в области пищевого поведения женщины все меньше принимают свое тело и у них нарастает неудовлетворенность образом своего тела, то есть, женщины проявляют беспокойство по поводу впечатление от их внешнего вида, от их облика в глазах окружающих людей. Поскольку пищевое поведение, его нарушения и отношение женщин к себе и своему телу тесно связано, можно предположить, что нарушения пищевого поведения, выраженным превышением среднего значения той или иной шкалы опросника DEBQ и являются предикторами (независимыми или объясняющими переменными), прямо влияющими на недовольство собственным телом, которое измеряется по шкале ООСТ и это значение шкалы ООСТ является выходной, зависимой переменной, или по иному — переменной отклика). Для того чтобы проверить предположение о зависимости недовольства собственным телом от степени нарушения пищевого поведения, был проведен регрессионный анализ, который показал, что значения нарушений по шкале «Эмоциогенное ПП» оказывает большее влияние на неприятие собственного тела, чем значение по шкале «Экстернальное ПП». А значение по шкале «Ограничительное ПП» оказывает слабое отрицательное влияние.

В результате проведенного анализы было установлено, что самым мощным фактором неприятия собственного тела является эмоциогенное нарушение пищевого поведения, которое проистекает из-за желания «заедать» какие-то горестные или радостные события в жизни.

Таким образом, в ходе эмпирического исследование подтвердилась выдвинутая гипотеза, согласно которой у женщин с экстернальным и эмоциогенным типами нарушений пищевого поведения негативное отношение к телу зависит от степени нарушения пищевого поведения, а у женщин с  ограничительным типом нарушения пищевого поведения эта связь не так очевидна, так как сосуществует как позитивное или нейтральное, так и негативное отношение к телу, что определяется степенью достижения вводимыми ограничениями на питания целей.

 

 

Отношение к своему телу у женщин с нарушениями пищевого поведения — страница 59-62