Доминирующим признается положение организации(группы лиц), доля которых на рынке превышает 50%. Доминирующим является также положение естественной монополии на рынке естественной монополии.
Доминирующее положение не является незаконными как таковое, равно как и не являются незаконными согласованные действия участников рынка, ведь это не приводит к недобросовестности конкуренции само по себе.
Но вот если организация злоупотребляет доминирующим положением — ограничивает, не допускает, устраняет конкуренцию и ущемляет интересы других участников рынка, то это это приводит к нарушению конкуренции и антимонопольное законодательство вынуждено накладывать за это санкции.
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся в любом случае: поддержание или установление монопольно монопольно низкой или высокой цены товара; регулирование объема предложения товара на рынке в целях повышения цены товара; создание дискриминационных условий; навязывание условий договора, невыгодных для контрагента или к предмету договора не относящихся; нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами, создание препятствий доступу или выходу из товарного рынка другим предприятиям, а также иные действия.
Контроль за экономической концентрацией на рынке также является методом поддержания конкуренции.
Экономическая концентрация это сделки или иные действия, о которых влияют на состояние конкуренции на рынке.
В результате экономической концентрации, как правило, происходит укрупнение компаний, увеличение их экономических возможностей, размеров их активов, что может приводить к ограничению конкуренции путем усиления их доминирования на рынке.
Государство, по этим причинам, осуществляет особый вид контроля в лице антимонопольных органов — контроль за экономической концентрацией.
Антимонопольными органами осуществляется контроль за экономической концентрацией в отношении следующих действий:
- создание дочерней коммерческой организации;
- слияние, присоединение коммерческих организаций;
- сделки с имуществом, акциями (долями) коммерческих организаций, правами коммерческих организаций.
Заключение
Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, когда самостоятельными действиями каждого ограничивается или предотвращается возможность каждого из них воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения товаров на товарных или иных рынках.
Конкуренция, иными словами, — это такая специфическая деятельность на рынке товаров (работ, услуг) предпринимателей, когда конъюнктура рынка не может быть измениться радикально под влиянием одного или группы предпринимателей, работающих на соответствующем рынке.
Под недобросовестной конкуренцией, в свою очередь, понимаются любые действия предпринимателей, которые стараются при осуществлении предпринимательской деятельности получить преимущества, противоречащие требованиям добропорядочности, обычаям делового оборота, разумности и справедливости и, наконец – просто законодательству РФ, и при этом могут причинить или уже причинили убытки конкурентам — другим хозяйствующим субъектам, либо нанесли или могут нанести ущерб деловой репутации конкурентов.
При конкуренции на рынке товаров, услуг, работ присутствует, по крайней мере, несколько предпринимателей, между которыми устанавливаются конкурентные отношения. Конкурентам не возбраняется максимизировать свою прибыль на рынке, используя законные, то есть законом не запрещенные, методы конкурентной борьбы.
Применение незаконных методов конкурентной борьбы искажает конкуренцию, так как многие предприниматели просто лишаются доли прибыли и выдавливаются с рынка, однако это не является следствием их взаимодействия с покупателями, а только следствием недобросовестных приемов конкурентов, поэтому такие действия закон запрещает и накладывает за их осуществление разнообразные санкции.
В России состояние конкуренции неудовлетворительно, чему виной высокая доля государственного сектора в экономике. Из-за этого высока и доля госзакупок, а этот сектор обладает латентной коррупциогенностью. Предприниматели, которым протежируют чиновники могут извлекать баснословные прибыли, нанося вред не только бюджету, но и своим конкурентам.
В предпринимательской сфере высока доля естественных монополий, которые благодаря доминированию на рынке могут устанавливать высокие иди низкие цены и воздействовать на прибыльность других предпринимателей.
Однако, совершенствование законодательства о конкуренции и его последовательное применение постепенно снижает риски искажения конкуренции.