1 Формы нарушения состояния конкуренции на рынке и меры противодействия им
В России, исходя из переходного периода ее развития, состояние конкуренции еще далеко от желаемого. На состояние отдельных рыночных сегментов, влияет в частности, высокая степень участия государства в экономике. Государство и его учреждение активно участвуют через создаваемые подведомственные структуры в гражданском обороте, что явно тормозит на товарных и иных рынках развитие конкурентных отношений.
По итогам 2016 года вклад государства и подчиненных ему полностью государственных компаний в ВВП России превысит 70%, тогда как еще в 2005 году доля государства в ВВП составляла всего 35%[1]. Количество унитарных предприятий, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц с 2013 по 2016 год выросло с 11,3 до 23,3 тысяч предприятий, то есть число предприятий за 3 года увеличилось более чем в 2 раза[2].
К факторам негативного влияния на развитие конкуренции также следует отнести: состояние системы распределения имущества, природных ресурсов, имущественных прав и системные проблемы применения законодательства о закупках, а также проблемой конкуренции становится низкая активность поддержки малого и среднего предпринимательства, неэффективное тарифное регулирование на монопольных рынках.
Введение со стороны России ответных контрсанкций в адрес некоторых государств привело к существенному росту цен на внутреннем рынке, которое было усилено, в связи с девальвацией впоследствии российской национальной валюты. К маю 2015 года за полтора года продовольственная инфляция по отношению к ценам декабря 2013 года достигла 28,7%[3].
В докладе «Оценка состояния конкурентной среды в России»[4] Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации исследована оценка причин сокращения числа конкурентов. Так 58% опрошенных бизнесменов указали на имеющееся давление со стороны органов власти, 53% отметили негативное изменение регулирующей деятельность предпринимателей нормативно-правовой базы, 39% — на уход российских конкурентов с рынка, 24% отметили сделки слияний и поглощений, 19% указали на уход иностранных конкурентов с рынка, 24% другое.
В то же время в России, несмотря на такие печальные цифры состояния конкуренции, есть сферы, в которых конкуренция весьма развита – это, в частности, розничная торговля, деятельность гостиниц и ресторанов, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
Системные проблемы применения законодательства о закупках в условиях высокой доли государства в экономике приводят к подавлению конкуренции.
В связи с необходимость специального конкуренции при закупках был принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44-ФЗ)[5].
Вместе с тем, по итогам нескольких лет функционирования контрактной системы на новой основе все еще диагностируется наличие ряда ключевых проблем, препятствующих развитию экономики, носящих системный характер, когда государственного сектора негативно влияет на ситуцию конкуренции, с учетом особенностей, в том числе и внешнеполитических условий.
Так путем выделения субсидий подведомственным ГУПам и МУПам отмечается уход из-под действия Закона № 44-ФЗ. В связи с тем, что объявившее конкурс государственная структура дает субсидии подведомственным ГУПам и МУПам, последние могут при закупках предложить более низкую цену, но она с учетом субсидии таковой уже не является.
Объем закупок у единственного поставщика постоянно растет, что также сдерживает конкуренцию. Так в первом полугодии 2016 года общий объем закупок у единственного поставщика вырос на 6,9%[6].
При торгах практикуется проведение открытых «бумажных» конкурсов, на которых предъявляются субъективные критерии оценки, что приводит к выбору конкретного поставщика, на которого эти критерии заранее указывают. Такие фиктивные конкурсы наносят серьезный урон конкуренции, в том числе в низкоконкурентной сфере сфере строительства.
Антимонопольный орган — ФАС России использует по результатам специального анализа такой метод как признание какого-либо участника рынка занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара.
Положение организации (группы лиц) является на рынке определенного товара доминирующим, если оно дает таким организациям или группе лиц возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, то есть влиять на цены или объем производства и продаж, затруднять на этот товарный рынок доступ другим организациям, устранять другие организации с этого товарного рынка.
[1] Ползучий российский госкапитализм URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/10/17/10255643.shtml
[2] Игорь Артемьев: cтоимость многих товаров в России завышают путём сговора URL: http://news.tradedir.ru/economics/news97246.htm
[3] Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли / Бюллетень о развитии конкуренции URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/6007.pdf
[4]Оценка состояния конкурентной среды в России URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/3112.pdf
[5] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652
[6] Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за I полугодие 2016 года URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/3c9d04a1-39a5-48e5-916d-6acdcf349acd/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3+2%D0%BA%D0%B2+2016+%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=3c9d04a1-39a5-48e5-916d-6acdcf349acd