Исходя из анализа ситуации, приведенной в кейсе, следует предложить следующие общие направления антикризисной программы:
- Необходимо сформировать у руководства компании видение департамента ИТ в идеале как инструмента, который служит вспомогательным инструментом роста прибыльности компании, а не является балластом, потребляющим затраты и не генерирующем доходов.
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, внедрение даже самых современных ИКТ далеко не всегда гарантирует ожидаемую эффективность, а подчас даже может привести и к негативным результатам. Так, согласно последним данным, приведенным в ECM-Journal.ru: «В ИТ-индустрии ни один год не завершается без оглашения списка неудачных ERP-проектов, вытягивающих гору наличных из инвесторов, приводящих к застою в деятельности компании, создающих вендорам дурную славу и выбрасывающих их репутацию в мусорное ведро»[1].
Главной причиной неудач и даже краха ИТ-проектов, как правило, является некорректное распределение при создании информационных систем роли и задач между заказчиками и IT-специалистами — разработчиками этих систем. Как справедливо отмечают большинство ИТ-специалистов, любой ИТ-проект больше зависит от заказчика, чем от исполнителя. Его успех зависит от того, насколько точно пользователь может осознать и сформулировать свои требования[2].
Недаром даже в роли CIO (Chief Information Officer), или директора департамента информационных технологий, как свидетельствует мировая практика, специалисты по управлению обычно оказываются более эффективными по сравнению со специалистами — выдвиженцами на эту же роль из ИТ-сферы. Все это объясняется тем, что первые — в своей профессиональной деятельности руководствуются принципом: «от бизнеса к информационным технологиям»; а вторые в силу специфики своего менталитета, как правило, идут «от информационных технологий к бизнесу». Естественно, это подчас влечет за собой диаметрально противоположные результаты, и «то, что порождает гордость у разработчиков, иногда может стать обременительным для пользователя»[3].
Следовательно, в основе определения состава и характера задач, подлежащих автоматизации, в первую очередь должны лежать не возможности информационных технологий, а потребности бизнеса, а это полностью является сферой компетенции и прерогативой специалистов по управлению[4].
Исходя из всего вышесказанного и анализа приведенной в кейсе ситуации можно констатировать, что у топ-менеджмента компании могут начать культивироваться мысли об ИТ департаменте как о бездонной бочке, высасывающей финансы компании и съедающей долю рентабельности. Нужно постараться убедить руководство, что негативное отношение к Ит технологиям может сильно навредить бизнесу, а проблемы в создании данной ситуации лежат как раз в недостаточном внимании к управлению процессом построения информационной системы.
- Следует сформировать идеи по подключение ИТ департамента к решению задач компании, поиск новых решений воздействия ИТ технологий на бизнес.
Поскольку из анализа ситуации видно, что штат департамента не объединен единой идеей, нет видения своего места в системе бизнес-процессов компании, стратегия компании на ИТ департамент не транслируется, а результаты труда на заработной плате не отражаются прямо и непосредственно, то следует постараться такую ситуацию изменить.
Прежде всего, поскольку выявлено несколько несоответствий, следует рекомендовать проведение внеочередной аттестации персонала. Внеочередная аттестация вполне легальна и проводится при необходимости оценки деятельности какого либо подразделения.
По результатам аттестации на вполне законных основаниях можно сделать выводы о составе и структуре ИТ департамента, с которым ВА будет осуществлять необходимые реформы.
Естественно, что штат должен соответствовать задачам, которые будут сформулированы в результате всего комплекса предложенных мероприятий.
- Необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании и разработать нескольких вариантов развития ситуации в сфере основного бизнеса компании и предположить возможное их влияние на ИТ бюджет и возможность развития ИТ проектов.
Внешняя среда имеет сильное влияние на развитие ИТ процессов. В торговле все было стабильно в последние 15 лет, когда динамика продаж (прирост) исчислялась двузначными цифрами. Учитывая существующие экономические и геополитические риски это вряд ли является трендом ближайшего будущего. Но тем не менее возможны различные варианты. В условиях пессимистического сценария возможностей для кардинального исправления ситуации будет меньше. Поэтому нужно предусмотреть – что все-таки можно сделать, если ситуация ухудшится до крайней степени.
Внутреннюю среду следует сканировать на соответствие возможностей Ит в разных условиях развития ситуации и финансирования.
- Рассмотреть возможность передачи ИТ компании на аутсорсинг.
Для рассматриваемой компании, которая не специализируется на ИТ, обслуживание систем и другие сопутствующие работы являются непрофильными видами деятельности, они не обеспечивают конкурентных преимуществ на рынке, однако являются значительной статьей затрат. Поэтому перед топ-менеджментом компании встает вопрос: продолжать вкладывать средства в развитие собственной ИТ-службы или передать ИТ-функцию на аутсорсинг.
Аусорсинг указанных функция является одним из самых быстроразвивающихся направлений. Однако и у него есть подводные камни. Нужно определиться, готовы ли собственники передать один из важнейший вспомогательных процессов в чужие руки. Ведь аутсорсер получить доступ к ключевой информации компании. Вторым шагом будет выяснение возможностей аутсорсеров в разных регионах, где собственно и должны обслуживаться узлы информационной системы. В заключение, если первые два этапа покажут положительный результат, нужно выяснить, получит ли компания экономическую выгоду от передачи ИТ на аутсорсинг, сравнив показатели ИТ бюджета без проектов и размеры платы за аутсорсинг.
- Следует провести анализ существующих бизнес-процессов с целью выявления необходимости изменений в их информатизации и сформировать варианты изменения ИТ-бюджета, направленного на осуществление автоматизация этих бизнес-процессов.
Поскольку из анализа ситуации уже видно, что существуют проблемы соответствия бизнес-процессов и применяемых ИТ, то следует это несоответствие систематизировать, проведя ИТ аудит бизнес-процессов компании. Тут также потом возможно разное развитие ситуации в зависимости от сценария развития отрасли и доступного ИТ бюджета.
- Повышать эффективность ИТ департамента путем формирования системы показателей, стимулирующих весь штат департамента в работу по перестройке ИТ процессов.
Исходя из того, что круг намеченных мероприятий для вовлечения ИТ департамента в активную работу по осуществлению работы по выводу информационной системы компании из кризиса очень широк, то это будет не разовым мероприятием, а довольно длительным процессом. Лучше всего бы сформулировать функциональную ИТ стратегию. Если даже это название не будет фигурировать, тем не менее намечаемые мероприятия так или иначе подводят к существованию такой стратегии. А стратегия не должна быть простой игрой слов. Необходимо увязать ее с мотивацией персонала. Для этого нужно сформировать систему показателей, которая могла бы учитывать вклад каждого сотрудника, включая руководителя департамента в осуществлении намечаемых целей.
Рассмотрим эти задачи детальнее во взаимосвязи со стратегией организации с использованием координат сбалансированной системы показателей (табл. 1).
Увеличение числа степеней, сертификатов и дипломов — будет подтверждать рост знаний и навыков сотрудников. Соответственно, будет повышаться и способность ИТ-департамента эффективно поддерживать работоспособность информационной системы и ее развитие.
Освоение новых методик и технологий в информационной сфере послужат основой для подготовки и осуществления внутреннего обучения.
Таблица 1
Взаимосвязь стратегических целей, стратегических задач и ключевых показателей эффективности (KPI)
Проекции | Стратегические цели | Стратегические задачи | Ключевые показатели эффективности |
Финансы | Увеличение прибыли | Увеличение числа клиентов | Число клиентов и пользователей на 1 сотрудника ИТ-департамента |
Увеличение валовой выручки | Повышение средней стоимости чека | Средняя стоимость чека -хотя нужно отметить большую относительность этого показателя для ИТ-департамента | |
Повышение рентабельности | Снижение издержек | Отклонение бюджета подразделения не должно превышать 10% | |
Клиенты | Повышение авторитета и известности компании | Публикации в СМИ по проблеме поддержки информационной системы | Количество публикаций |
Расширение и поддержание клиентской базы | Освоение автоматизации сторонних фирм | Количество договоров | |
Освоение новых направлений деятельности в целом | Количество «новых» ИТ проектов | ||
Удовлетворение потребностей пользователей | Достижение лояльности клиентов и пользователей | Количество решенных службой сопровождения проблем и оказанных ею консультаций; | |
Процессы | Совершенствование маркетинговой деятельности | Подготовка комплектов маркетинговых материалов | Количество новых комплексов материалов – имеется ввиду электронный маркетинг сети магазинов |
Оптимизация процессов выполнения договоров | Повышение производительности персонала | Среднее время разрешения проблемы у пользователя | |
Обучение и развитие | Повышение ценности персонала | Внутреннее бизнес-обучение | Количество внутренних семинаров |
Увеличение числа степеней, сертификатов, дипломов | Количество степеней, сертификатов, дипломов | ||
Создание эффективной команды | Рост удовлетворенности карьерой в организации | Средний балл по результатам анонимного анкетирования | |
Совершенствование корпоративного климата | Повышение степени удовлетворенности персонала | Средний балл по результатам анонимного анкетирования |
Внутреннее бизнес-обучение должно быть направлено как на рост знаний сотрудников отдела так и в большей степени на рост их взаимодействия с пользователями для совершенствования знаний и навыков последних.
Соответственно новые знания сотрудников ИТ-департамента послужат основой маркетинговой стратегии предприятия, так как роль рекламы в консалтинговом бизнесе является основой успешной деятельности.
Следствием процесса роста профессионального мастерства сотрудников ИТ-департамента будет рост удовлетворенности карьерой в организации. На этом основании будет модернизирована система мотивации, что послужит основой для повышения производительности персонала.
Описываемые выше KPI могут быть использованы в целях управления эффективностью ИТ организации для реализации стратегических, тактических и эксплуатационных задач (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые показатели эффективности руководителя ИТ-департамента
Проекция | Стратегическая задача | КПЭ |
Финансы | Ценнность для бизнеса: сосредоточить
ресурсы по разработке на реализацию бизнес-стратегий в рамках бюджета и существующих ограничений |
Бюджет ИТ отдела
в сравнении с уровнем дохода |
Стандарты ведения бизнеса:
реализовывать проекты в рамках бюджета и в срок |
Объем бюджета ИТ KPI
в сравнении с реальным бюджетом. |
|
Процессы | Ориентирование на будущее:
развить возможности по изучению и продвижению для анализа перспектив |
Анализ тенденции инцидентов |
Клиенты | Ориентация на пользователей:
повысить степень удовлетворения запросов потребителей |
Степень
удовлетворения потребителей. Средняя длительность устранения проблемы |
Персонал | Уровень текучести кадров.
Среднее время обучения, часов. Удовлетворенность сотрудников |
Конкретные цели для руководителей несколько отличаются, так как если предыдущая карта нужна для оценки роли ИТ-департамента в целом и применяется для оценки вклада информационных технологий в основные бизнес процессы, то карта руководителя ИТ-департамента должна быть привязана к регулярной системе мониторинга и путем воздействия через систему материальной мотивации стимулировать руководителя на активизацию творческих усилий сотрудников на реализацию стратегических задач. Предлагаемая модель оценки KPI базируется на отчетах руководителя подразделения ИТ по компонентам KPI и исходные данные для расчетов.
В результате компания получит систему показателей для оценки эффективности ИТ-департамента и позволит осуществить привязку его деятельности к стратегии компании.
[1] Названы крупнейшие ERP-провалы 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.docflow.ru/analitics/detail.php?ID=21162, свободный. — (Дата обращения — 21.09.2012)
[2] Лашманов А. О документообороте без иллюзий // Intelligent Enterprise. — 15 октября 2008.
[3] Крагинский М. Создание и эксплуатация хранилищ данных // Банковские технологии. 1998 (апрель). — С. 55.
[4] Еремин Л. Роль специалистов по управлению в создании эффективных информационных систем // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. N 35.