В разговорном языке термин «среда» используется для описания круга людей и отношений, окружающих человека. Этот термин может быть отправной точкой для анализа компонентов внешней среды, но он не объясняет механизмов взаимозависимости между психофизической природой человека и компонентами внешней среды, имеющих принципиальное значение для выживания человека. человека и для его развития. Для объяснения сложных отношений между природой человека и внешними условиями его развития необходимо разделить два понятия: среда и окружение. По Х.Радлинской, окружающая среда представляет собой совокупность относительно постоянных условий, в то время как окружающая среда изменчива и флуктуирует.

При определении терминов «окружающая среда» и установке для целей педагогической теории следует учитывать два факта:

1) Не все элементы окружающей среды влияют на нас одинаково. Их влияние зависит от многих факторов: характера и вида этих компонентов, степени их значения для жизни индивидуума, рода занятий или психофизического строения индивидуума.

2) Сила воздействия отдельных постоянных компонентов среды также не зависит от того, постоянны или преходящи контакты с ней. Мимолетное, иногда разовое общение с некоторыми людьми или отношениями может иметь гораздо большее, иногда даже решающее влияние на жизнь человека, чем постоянные социальные контакты.

Не все элементы среды оказывают одинаковое влияние на человека, и это влияние не зависит только от того, постоянны они или преходящи. С воспитательной точки зрения важно не то, как долго действуют внешние стимулы, а их фактическое воздействие. Это положение имеет принципиальное значение для определения среды как фактора воспитательных процессов. Отправной точкой для определения терминов «окружающая среда» и «среда» должна быть не долговечность компонентов (элементов), а их реальное воздействие.

Среда — понятие более широкое, под ним понимается вся внешняя структура, независимо от того, постоянна она или изменчива и является ли она источником стимулов развития.

Следует отметить, что термину «окружающая среда» придается разное значение. Речь идет, например, о профессиональной среде, сельской и городской, молодежи, пенсионерах, отсталых и прогрессивных, воспитательно ценных и деморализованных. При таком подходе под средой понимаются конкретные социальные группы и отношения, и мы оцениваем их с точки зрения принятых критериев. Однако, предполагая понятие среды как «совокупность условий» или «компонентов структуры», окружающих индивида, мы можем составить общую типологию сред. Типология может основываться либо на типе средовых стимулов, воздействующих на человека, либо на территориальных особенностях среды. В научной литературе мы встречаем типологии сред, основанные на обоих этих основаниях.

1) типология по типу средовых раздражителей.
а) природные,
б) социальные,
в) культурные.

По видам раздражителей различают природную, социальную и культурную среду.

Под природной средой мы понимаем геофизическую систему. В него входят те элементы нашей окружающей среды, которые являются делом самой природы, существование которых не требовало вмешательства человека.

Термин социальная среда используется для описания людей и социальных отношений, окружающих человека. Социальная среда человека представляет собой исторически сложившуюся структуру.

Культурная среда – это элементы достижений исторической человеческой деятельности, воздействующие на личность.

Выделенные выше три категории сред не существуют изолированно. Они тесно взаимосвязаны. Природная среда является непременным условием социальной жизни и, следовательно, создания культурных благ. Она определяет направление деятельности человека, не только экономической. Природное оснащение местности, ресурсы и возможности их использования определяют вид экономической деятельности и профессиональную специализацию. В то же время они, несомненно, влияют на формы и направления общей общественной деятельности и находят свое отражение в продуктах культуры.

Образовательная деятельность наиболее тесно связана с социальной и культурной средой.

Культурные блага, с которыми человек соприкасается в среде своей жизни, социальных отношениях, в которых он участвует, формируют базовые психические установки. Они являются исходными условиями процессов целенаправленной учебной деятельности.

Воспитательные процессы находятся под одновременным влиянием социокультурной среды, поэтому педагоги включают в свои работы компоненты социокультурной среды. Потом говорят о социокультурной среде.

В педагогических исследованиях мы сталкиваемся с понятием образовательной среды. Эту концепцию среды вводят, в частности, Юзеф Питер и Казимеж Сосницкий. По Питеру, образовательная среда представляет собой «сложную систему повторяющихся или относительно постоянных ситуаций, к которым развивающийся человек активно приспосабливается в течение образовательного периода своей жизни».
К. Сосницкий формулирует определение образовательной среды исходя из аналогичных предпосылок. Это определение звучит так: «Образовательной средой называется вся учебная ситуация». Под «учебными ситуациями» Сосницкий понимает совокупность условий, «которые, воздействуя на человека, вызывают у него определенные психические переживания».

Таким образом, Сосницкий определяет образовательную среду как совокупность средовых влияний и стимулов, как преднамеренно организованных, так и спонтанных. Однако при таком подходе теряется смысл понятия образовательной среды. Нет никакой разницы между понятием среды и понятием образовательной среды.

Среда