В связи с возрастающим объемом кредитования и политикой государства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также необходимостью централизованного контроля за осуществлением кредитования кредитными организациями был принят Федеральный закон «О кредитных историях»[1]. В соответствии с п. 2 ст. 1 его целями являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита).

Следует особо рассмотреть правовое регулирование банковских кредитных рисков. Правовое регулирование кредитных рисков характеризуется определенной спецификой, отличающей его от регулирования других рисков банковской деятельности. Наиболее важной его особенностью является ограничение самостоятельности банков в формировании параметров кредитного портфеля и соответственно ограничение возможностей выбора ими комбинаций оптимального соотношения доходности и риска кредитных вложений. Самостоятельность банков в этом вопросе ограничивается необходимостью выполнения установленных Банком России нормативов по кредитованию[2].

Банк России посредством правового регулирования деятельности банков так или иначе воздействует на все сопряженные с нею риски. Качество кредитных портфелей коммерческих банков проверяется при анализе каждой выданной ссуды исходя из нормативных требований, регламентированных Положением Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П, Банком России (его территориальными учреждениями) для внесения (в случае необходимости) изменений в группы кредитного риска и суммы фактически созданного резерва на покрытие возможных потерь.

Ограничения на осуществление особо крупных сделок установлены Федеральным законом «Об акционерных обществах»[3], в соответствии со статьей 79 которого крупная сделка (свыше 25% от балансовой стоимости активов общества) должна быть одобрена советом директоров общества (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров. Данная норма распространяется и на кредитные организации.

Вопросы регулирования концентрации кредитного риска решаются Банком России в рамках предоставленных Законом о Центральном банке полномочий. Одновременно указанные полномочия нуждаются в расширении, в том числе в части возможности закрепления критериев, позволяющих отнести заемщиков к группе связанных не только по «юридическому», но и по «экономическому» принципу, как это предусмотрено базельскими принципами банковского надзора. В настоящее время существуют лишь рекомендации в отношении расчета норматива Н6 по экономически связанным заемщикам, закрепленные в письме Банка России N 106-Т[4].

При проведении проверок кредитных организаций по вопросам обоснованности оценки ссуд и достаточности резервов используются письма Банка России от 25.07.2006 N 102-Т «О Методических рекомендациях по проверке ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности» и от 25.12.2006 N 167-Т «О Методических рекомендациях по проверке сделок кредитных организаций (их филиалов) с векселями», а также совместные письма Главной инспекции и Департамента банковского регулирования и надзора от 26.05.2008 N 25-3-2/965 «Об определении выборки в целях проверки портфелей однородных ссуд», от 15.08.2008 N 25-3-6/1467 «О совершенствовании подходов к отражению в акте проверки кредитной организации (ее филиала) результатов проверки ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности», от 07.05.2010 N 25-3-8/798 «Об особенностях отражения в акте проверки кредитной организации (ее филиала) результатов проверки ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности» и письма Главной инспекции от 29.07.2010 N 25-3-8/1314 «Об отражении в акте проверки кредитной организации (ее филиала) надзорной информации о заемщиках», от 03.08.2010 N ВД-25-3/3728 «Об усилении контроля за реализацией подходов к отражению в аналитической части акта проверки кредитной организации (ее филиала) надзорной информации о заемщиках»[5].

[1] Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 44.

[2] Курносенко А.А. Особенности правового регулирования банковскими рисками в условиях рыночной экономики // Банковское право, 2008, N 5.

[3] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 1 января 1996 г. N 1. Ст. 1.

[4] Указание оперативного характера Банка России от 10 сентября 2004 г. N 106-Т «О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)» // Вестник Банка России. 17 сентября 2004 г. N 56.

[5] Рождественская Т.Э. Правовой механизм реализации базельских принципов банковского надзора в Российской Федерации: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. С. 154.

Анализ и оценка качества кредитного портфеля банка — страница 17-18
Метки: