При создании СНГ предполагалось сохранить сложившееся экономическое, гуманитарное, информационное пространство без образования единого управляющего органа.

За первый год суверенного существования объем взаимной торговли сократился в 6—7 раз и далее в течение 1990-х гг. он практически топтался на месте (60—65 млрд долл.), в то время как внешняя торговля с третьими странами за счет экспорта устойчиво увеличивалась. Если в 1990 г. в межреспубликанский обмен в границах бывшего СССР была вовлечена примерно четверть совокупного ВВП нынешних стран СНГ, то в конце 1990-х гг. — только одна десятая его часть[1].

У всех стран СНГ доля взаимных связей в их общем объеме сильно сократилась: за 1991—2000 гг. — с 60 до 28,5%,

в т.ч — в экспорте с 71,8 до 20,2%, а в импорте — с 50,6 до 45,4%. Большинство государств Содружества (и прежде всего Россия) переориентировали свои внешнеэкономические связи на третьи страны. Доля стран СНГ во внешней торговле РФ снизилась с 54,6% в 1991 г. до 18,6% в 2000 г., а объем торговли России с партнерами по Содружеству сократился за указанный период с 138,1 млрд долл. до 25,5 млрд долл.

Свертывание взаимных торгово-экономических связей было обусловлено также глубоким трансформационным спадом. Действие этого фактора продолжалось все 1990-е гг. до завершения первого этапа реформ. Соотношение геополитического и трансформационного факторов в уменьшении межреспубликанских связей трудно достоверно определить, тем более что, сложившись, они дали больший негативный эффект, чем если бы действовали порознь. По имеющимся оценкам, нарушением взаимных экономических связей в результате распада единого государства было вызвано в 1992—1993 гг. от 30 до 60% уменьшения ВВП стран Содружества

Серьезный удар по взаимной торговле стран СНГ нанес мировой финансовый кризис 2008—2009 гг., вызвавший в 2009 г. резкое (на 35%) уменьшение ее объема[2].

Постсоветские страны в среднем значительно сильнее пострадали от финансово-экономического кризиса, чем мир в целом В ноябре 2009 г. руководители Белоруссии, Казахстана и России подписали пакет документов, предусматриваю­щих запуск с 1 января 2010 г. Таможенного союза. В период 2101—2011 гг. были запущены институты, обеспечивающие деятельность ТС, — Таможенный кодекс, Единый таможенный тариф, Комиссия ТС. В декабре 2009 г., накануне запуска ТС, президенты стран-участниц договорились перейти в 2012 г. к следую­щему, более высокому этапу интеграции — Единому эконо­мическому пространству (ЕЭП). Была принята Декларация о создании ЕЭП и утвержден пакет документов, обеспе­чивающих между странами свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, функционирование одно­типных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм. ЕЭП начало функционировать с 1 января 2012 г. после ратификации странами-участницами соответ­ствующих документов. В конце 2011 г. странами «тройки» была подписана Декларация о Евразийском союзе, который может появиться после 2015 г. по завершении создания ЕЭП. Проект Евразийского союза (ЕАС) предполагает созда­ние союза независимых государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. С лета 2012 г. начнет действовать Евразийская экономическая комиссия — наднациональный орган, организующий работу по созданию ЕЭП, а в дальней­шем ЕАС.

18 октября 2011 г. большинство стран Содружества под­писали Договор о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), предусматривающий, в частности, резкое — до трех товарных позиций — сокращение изъятий из режима ЗСТ, упорядо­чение использования технических мер для регулирования взаимной торговли, формирование эффективного механизма разрешения торговых споров. По степени влияния взаимного сотрудничества, которое в основном осуществлялось на двусторонней основе, на эконо­мический рост страны Содружества можно разделить на три группы. В меньшей степени от него зависел рост экономики России и Азербайджана, в большей степени — Белоруссии, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Украины. Остальные страны — Армения, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан — занимали промежуточное положение.

[1] 10 лет Содружества Независимых Государств (1991—2000). Стат. сб. Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2001. С. 63—64.

[2] Интеграционные процессы в странах СНГ: тенденции, проблемы и перспективы. М., 2008. С. 34.

Внешнеэкономические связи постсоциалистических стран — из реферата Особенности развития постсоциалистических стран
Метки: