Современный глобальный кризис высветил целый ряд серьезных проблем экономического и социального развития ряда стран. Наиболее сложным и противоречивым в условиях глобального кризиса является положение многих стран СНГ, которые не успели укрепить свою государственность и создать эффективную и конкурентную политическую систему. Положение России, которая находится между Западом и Востоком и переживает критический этап политической, экономической и социальной модернизации, также является весьма сложным[1].

Все это выступает заметным структурообразующим фактором постсоветского пространства, способным сыграть существенную роль в его стабилизации. Развитие СНГ оказалось сложным и противоречивым процессом. Создать единое интегрированное пространство не удалось. В настоящее время Содружество Независимых Государств рассматривается как арена для решения вопросов гуманитарного сотрудничества и консультации государств-участников по самым разнообразным проблемам. Следует отметить, что перспективными с точки зрения интеграции и реализации российских интересов являются такие образования, как Евразийское экономическое сообщество (Евразэс), Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Организация Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). В организациях осуществляется реальное сотрудничество не только в экономической сфере (Евразэс, ЕЭП), но и в военно-политической сфере (ОДКБ официально зарегистрирована в Организации Объединенных Наций).

Динамика экономического развития стран региона СНГ в начале XXI века  были одними из самых высоких в мире, уступая лишь развивающимся странам Азии, и составляли 7-8%, что в 1,5—2 раза превышало среднемировые значения. В результате доля стран СНГ в мировом хозяйстве увеличилась с 3,6 до 4,5% (ВВП по ППС).

Высокие темпы роста экономики при прочих равных условиях были связаны с более низкими стартовыми позициями и более глубоким трансформационным спадом в странах СНГ. При этом экономический подъем в странах Содружества был обусловлен увеличением внешнего спроса, внутреннего потребления и инвестиций, хотя соотношение темпов роста этих составляющих ВВП компонентов существенно различалось по странам.

В докризисный период наиболее высокими темпами развивались такие экономики, которые имели возможности существенно наращивать свой экспортный потенциал в традиционных отраслях, прежде всего в топливно-энергетическом секторе. К таким странам относятся Азербайджан и Туркменистан, где в 2000—2008 гг. среднегодовые темпы прироста реального ВВП составляли 15—18% и были не только самыми высокими в регионе СНГ, но и одними из самых высоких в мире.

Таблица 1

Динамика валового внутреннего продукта (в постоянных ценах)[2]

  Темпы роста,%
среднегодовые к предыдущему году
1990­

2000

2000­

2008

2009 2010 2011 2012 2013 2014
Азербайджан -6,3 18,1 9,3 5,0 0,1 2,2 5,8 2,8
Армения -1,9 12,4 -14,1 2,1 5,0 7,5 3,5 5,9
Беларусь -1,6 8,6 0,2 7,6 5,3 1,7 1,0 1,6
Грузия -7,1 8,1 -3,8 6,4 6,8 5,6 6,1 4,2
Казахстан -4,1 9,5 1,2 7,3 7,5 5,0 6,0 4,3
Кыргызстан -4,1 4,4 2,9 -1,4 5,7 -0,1 10,9 3,6
Молдова -9,6 6,3 -6,0 6,9 6,5 -0,7 9,4 4,7
Россия -4,7 6,7 -7,8 4,0 4,3 3,4 1,3 0,6
Таджикистан -10,4 8,6 3,9 6,5 7,4 7,5 7,4 6,7
Туркменистан -4,9 14,5 6,1 9,2 14,7 11,1 10,2 10,3
Узбекистан -0,2 6,6 8,1 8,5 8,3 8,2 8,0 8,1
Украина -9,3 7,2 -14,5 4,2 5,2 0,2 0,0 -6,3

 

Именно в этих странах отмечались и самые высокие темпы прироста экспорта, которые существенно превышали темпы роста ВВП и составляли 22—24%. Высокие темпы роста экономики наблюдались также в Армении, Казахстане, Беларуси и Грузии, где они составляли в среднем 8—12% и поддерживались в основном за счет инвестиционной активности.

Смешанная модель роста экономики наблюдалась в Молдове, России и Узбекистане, где темпы прироста составляли 6-7% и практически в равной степени поддерживались внутренним спросом и наращиванием экспортных поставок. В Кыргызстане, Таджикистане и Украине экономический рост стимулировался в основном внутренним потреблением  и составлял в среднем 4-9%. При этом в Кыргызстане и Таджикистане отмечался значительный рост экспорта, а в Украине — инвестиционный подъем.

В докладе ЕБРР (2010 г.) показано, что в большинстве стран СНГ внутренний спрос в этот период играл роль локомотива роста, и это стало закономерным следствием переходного процесса . С окончанием трансформационного спада показатели потребления и инвестиций стали резко повышаться, особенно в слабо развитых сферах розничной торговли, услуг и строительства. В 2000—2008 гг. рост внутреннего спроса во многих странах ежегодно достигал двузначных величин, а показатели чистого экспорта были отрицательными, за исключением богатых природными ресурсами стран (в данном случае Казахстана и Туркменистана)[3].

Высокий рост в странах СНГ был обусловлен восстановлением производства, макроэкономической стабилизацией и продвижением рыночных реформ, а также благоприятными внешними условиями. При этом благоприятные внешние факторы, включая положительный шок условий торговли и значительные увеличения денежных переводов мигрантов, составляли приблизительно 2 п.п. ежегодного роста в СНГ в 2001—2006 гг. Поскольку среднегодовые темпы роста стран Содружества в этот период составляли 8%, вклад внешних факторов составлял V всего прироста экономики . Однако в исследовании МВФ слабо учитывалось влияние внешних инвестиций и кредитов, стимулирующих внутренний спрос. Кроме того, в большинстве стран региона в 2006 г. закончился восстановительный рост, а интеграция СНГ в международные экономические связи впоследствии/

Экономический рост в странах СНГ не сопровождался качественными структурными изменениями экономики, масштабным обновлением их производственной части и, как следствие, существенным повышением глобальной конкурентоспособности. По сути, экономический подъем обеспечивался благоприятной конъюнктурой на мировых рынках биржевых товаров, капитала и рабочей силы, что резко повышало потенциальную уязвимость стран СНГ в условиях глобальной нестабильности и воздействия внешних шоков. С одной стороны, произошло усиление специализации стран СНГ как поставщиков углеводородов и сырья для рынков ЕС и Китая, а с другой — повысилась зависимость государств Содружества от потоков капитала из этих стран и регионов.

[1] Глобальный кризис и проблемы обеспечения общественно-политической стабильности: опыт стран Запада и Россия. Материалы конференции в ИМЭМО РАН, 20-21 апреля 2009 г. Отв. редактор Н.В.Загладин; подготовка материалов сборника к печати — Катагарова В.И. М., ИМЭМО РАН, 2009.с 13.

[2] Динамика валового внутреннего продукта (в постоянных ценах) стран СНГ URL:  http://www.cisstat.com/

[3] Факторы роста ВВП стран СНГ в 2000—2008 гг. были определены на основе статистических данных Всемирного банка. World Development Indicators 2010. The World Bank URL:  http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators/wdi-2010

Основные направления развития государств СНГ — из реферата Особенности развития постсоциалистических стран
Метки: