Получив помощь из Англии, Мухаммед Эльфи вскоре возобновил борьбу. Тогда Мухаммед Али вновь заключил союз с Османом Бадриси, и их совместными усилиями и при помощи французов Мухаммед Эльфи был разбит, пленен и доставлен в Каир, где вскоре Мухаммед Али отравил обоих своих соперников. Оставшись без вождей, мамлюкская конница покинула Каир и ушла в Верхний Египет.

Лишившись своего ставленника, англичане попытались сами подчинить Египет, и в 1807 году их 5-тысячный десант занял Александрию. Но вслед за этим 2 тысячи англичан напали на соседний город Розетту, но были отбиты. Тогда на Розетту выступило удвоенное количество англичан, но под стенами города их встретил сам Мухаммед Али и нанес им поражение, после чего подступил к Александрии. Англичане были довольны уже и тем, что заключили перемирие, а по прибытии кораблей покинули негостеприимную страну.

В результате этой войны Мухаммед Али стал национальным героем, приобрел ореол защитника востока и его богов от безбожных иноземцев. Это помогло ему в том же году заключить мир с мамлюками. Последние признали его пашой, но сохранили свои позиции в Верхнем Египта.

Внешняя политика Мухаммеда-Али  сводилась к непрестанному расширению своих владений и стремлению к освобождению от власти турецкого султана.

Мухаммеда Али рассматривал захват Аравии как первый и определяющий шаг на пути основания собственной арабо-мусульманской империи. Сложившийся в субрегионе комплекс противоречий, затрагивавший интересы различных могущественных сил, привел к опустошительным египетско-ваххабитским войнам и резкому обострению противоречий в идейно-религиозной сфере. Противоборствующие стороны выступили под знаменами «исламского правоверия» и лозунгами реставрации «чистоты ислама», представляя тем не менее взаимоисключающие идейные движения воинствующего ваххабизма и суннитского традиционализма[1].

Ваххабизм — название, данное этому движению его противниками или же просто неаравийцами, устоялось в востоковедной литературе. Сами же последователи Абд аль-Ваххаба именовали себя единобожниками или просто мусульманами и никогда — ваххабитами.

Эта идеология возникла в условиях серьезного психологического надлома, неудовлетворенности тогдашним состоянием духовной жизни и была реакцией на глубокий кризис аравийского общества, в котором бродили, возможно, и неосознанные стремления к каким-то новым идеалам.

На заре XIX столетия воинственному эмирату Саудидов, используя цепи интриг и прямую агрессию, удалось присоединить Хиджаз. Объединив под своей эгидой почти всю Аравию, ваххабиты достигли не только военной и политической победы. С утверждением в священных землях ислама решительные правители молодого государства стали претендовать на религиозное лидерство во всем мусульманском мире[2].

Известие о взятии ваххабитами Мекки в 1803 г. и Медины в 1804 г. повергло османские власти в панику и уныние. Однако все их попытки подавить ваххабизм были безрезультатны. Занятая внутренними распрями, балканскими войнами и противостоянием с Россией, Порта не могла выделить большую армию для борьбы с ваххабитами. Единственная реальная возможность разгромить ваххабитов заключалась в привлечении к этому Мухаммеда Али — могущественного вассала Турции и правителя Египта.

С конца 1809 г. Мухаммед Али вплотную занялся аравийскими делами и начал серьезную подготовку военной экспедиции.

 

[1] Васильев A.M. Пуритане ислама -М., 1967. с. 225.

[2] Киселев К.А. Египет и государство ваххабитов: «война в пустыне» (1811-1818 гг.) // Новая и новейшая история, №4 2003.

Внешняя политика правления Мухаммеда Али в период правления в Египте — страница 10-11
Метки: