Желание Порты было не главной и не единственной причиной, толкнувшей практически независимого правителя Египта на долгую и дорого стоившую кампанию в Аравии. Его глобальные планы включали создание собственной арабо-мусульманской империи. Поэтому завоевание Хиджаза с его священными городами должно было стать важнейшим шагом в осуществлении этой геополитической сверхидеи. Тем более что до ваххабитского нашествия Египет и Аравия продолжали сохранять тесные связи как в области международной торговли, так и в духовной сфере. Таким образом, паша Мухаммед Али рассчитывал, захватив священные города Аравии, укрепить свой авторитет во всей Османской империи, завоевать популярность и, используя приобретенный для себя, а не для султана религиозный статус «покровителя священных мест», приступить к осуществлению своей главной задачи — создания собственной мусульманской империи. Кроме того, Мухаммед Али рассчитывал установить контроль над аравийскими торговыми путями и морскими портами, а также использовать после победы над ваххабитами в своих целях ударную мощь бедуинских племен.
Неудачи первых месяцев войны не лишили египтян уверенности в своих силах. Вынужденную передышку они использовали для разложения ваххабитского тыла. Египетские агенты, не жалея денег и щедрых обещаний, сумели создать опору в хиджаз-ских городах и привлечь на свою сторону шейхов крупнейших бедуинских племен. При их поддержке они со свежими силами, прибывшими из Египта, перешли в наступление. В ноябре 1812 г. египтяне овладели Мединой, в январе 1813 г. взяли Мекку, город-оазис Таиф и ключевой красноморский порт Джидду. По поводу поступавших благоприятных вестей из Аравии в Каире устраивались пышные празднества, фейерверки и иллюминация. Мухаммед Али был осыпан драгоценными подарками, а его сын Тусун получил ранг паши Джидды[1].
По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии — Неджд и Касым. Эмир Абдалла дал формальное обещание подчиняться египетскому губернатору Медины и признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить со своей стороны безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные ваххабитами в Мекке.
Однако условия мира изначально не устраивали ни ваххабитов, считавших их унизительными, ни османского султана, жаждавшего полного разгрома Саудидского эмирата, ни самого Мухаммеда Али, который уже добился побед, «сворачивая ковер аравийских пустынь»[2].
В 1816 г. кровопролитная война в Аравии возобновилась. В Хиджаз была послана египетская армия, которую сопровождали иностранные военные инструкторы. Во главе ее был поставлен приемный сын Мухаммеда Али-Ибрагим, полководец, обладавший железной волей. Он решил во чтобы то ни стало, ценой каких угодно потерь проникнуть в сердце ваххабизма — во внутреннюю Аравию и раздавить ваххабитское движение в самом его очаге. В течение двух лет войска Ибрагима осаждали один за другим важнейшие центры провинций Касыма и Неджда. Они превращали цветущие оазисы в пустыню, разрушали колодцы, рубили пальмы, сжигали дома. Кому удавалось спастись от разящего египетского оружия, тот погибал от голода и жажды. При приближении египетских войск население поднималось с насиженных мест и искало спасения в отдаленных оазисах.
Захват Хиджаза предоставил египетскому паше Мухаммеду Али возможность поставить под неусыпный контроль не только паломничество и доходы от всех святых мест большей части Аравии, но также и хозяйственную жизнь этих мест. Безудержный произвол ваххабитов сменился не меньшим произволом наместников египетского паши. Демонстрируя жесткий прагматический подход к завоеванным святым местам, Мухаммед Али рассматривал их прежде всего как источник средств для дорогостоившей завоевательной кампании и финансирования последующей оккупации аравийских территорий.
[1] Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммеда Али (1806-1821). М., 1963. С. 346.
[2] Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммеда Али (1806-1821). М., 1963. с. 488.