После этого султаном был издан фирман, утвердившим Мухаммеда Али не только в пашалыках Египта и Крита, но и Сирии Дамаска, Триполи, Алеппо и Аданы. Он пожизненно сохранял за  собой эти пашалыки без гарантий в случае его смерти перехода к Ибрагиму или другим преемникам. В отдельном соглашении, Ункяр-Искелесийском договоре, султан обязался вступить с Россией в наступательно-оборонительный союз, предполагающий уход России Стамбула, но в то же самое время предоставляющий России секретной статьей договора право на свободный проход в любое время ее военных кораблей через проливы. Это была привилегия, и которой было отказано другим иностранным державам без согласии на то России. За Россией оставалось право, в случае, если признавалось необходимым, высаживать русские войска на берег Босфора.

Но Махмуд не мог согласиться с уступкой мятежному вассалу столь значительной части своих владений на длительный срок. Тем более что в намерения Мухаммеда Али входило превратить эти владения в наследственный пашалык, фактически независимый от Турции

Особенностью внешней политики того периода было то, что в Сирии свои интересы имели как европейские государства, так и США. Через эту провинцию Османской империи проходили торгово- транзитные пути, связывающие Восток и Запад. Европейские и американские купцы закупали восточные товары, натуральный шелк, шерстяные изделия и оливковое масло в портовых городах Сирии. Подобная деятельность способствовала росту и развитию городов Сирии.

Мухаммед Али установил централизованное управление этой страной. Продолжали развиваться торговля и сельское хозяйство, но они уже не контролировались местной знатью. Особенно процветала торговля с Европой. Многие торговые операции проводились через бейрутский порт. Из-за импорта дешевых британских тканей пришли в упадок местные текстильные ремесла в Халебе и Дамаске, в то же время повышение спроса на оливковое масло, хлопок и шелк в европейских государствах и Египте упрочило позиции сирийских торговцев-христиан.

Устройство почтовых станций на территории Сирии и Суэцкой пустыни служило регулярным сношениям Сирии и Египта. Ибрагим — паша, по указанию Мухаммеда Али, попытался ослабить религиозный фанатизм мусульман. Позиция оккупационного режима Египта по отношению к различным этноконфессионным группам была следующей: «Мусульманин должен быть узнан в мечети, христианин – в церкви, вне мечети и церкви все были равноправными подданными»[1]. В результате проводимой оккупационным режимом Египта политики защиты населения и веротерпимости в городах Сирии – Дамаске и Иерусалиме были открыты консульства европейских государств.

При установленном египтянами режиме была создана новая налоговая система и отменены некоторые старые налоги, что способствовало подъему торговли и ремесел. В то же время расширилась транзитная торговля. Проездом через территорию Сирии ткани английского производства вывозили в Иран и Индию, а из Сирии ежегодно шерсть и другие товары попадали в Марсель, Ливорно и в Триест.

Как отмечал К.М. Базили, несмотря на жесткость египетского оккупационного режима торговля в Сирии возросла в десять раз, а таможенные доходы — в четыре раза[2].

 

 

[1] Шарашенидзе М. Правление Мухаммеда Али — паши в Сирии и Палестине // http://spasay.ru/cats/1/3080/

[2] Базили К. М.  Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении. М. Изд-во восточной литературы. 1962. С. 102.

Внешняя политика правления Мухаммеда Али в период правления в Египте — страница 20-21
Метки: