Для предприятий мебельной промышленности характерно резкое снижение численности персонала. За время кризиса было сокращено почти 80 тыс. чел. или почти четверть всех занятых.

Рис. 3. Финансовые результаты деятельности деревообрабатывающей промышленности

В финансовом плане восстановительный период еще не закончился, так как сальдо прибылей и убытков вышло из крутого пике в минусы, но составляет малую часть докризисного уровня. Соответственно не велики и показатели рентабельности. Но тем не менее можно констатировать, что положение в отрасли поправляется.

Это свидетельствует о том, что кризис проявился у компаний ассоциации как результат внешнего влияния в первую очередь. Мебельный рынок уже достаточно подвижен. Кризис, начавшийся в конце 2008 года, в полной мере отразился на результатах работы отрасли в 2009 году. Тем не менее, уже в 2010 году у российских производителей появилась возможность увеличить долю рынка. На фоне увеличение курса валют, вызвавшего рост цен на импортную продукцию, доля российской мебели будет расти и далее. Но есть и другая сторона. Рост курса валют имеет не только положительные, но и отрицательные стороны для производителей. Многие отечественные компании используют импортное сырье – плиты, фурнитуру, ткани. Рост цен на импортные материалы увеличивает себестоимость производства мебели, и, соответственно, цену на готовую продукцию.

С изменением экономической ситуации поведение потребителей тоже меняется. Однако неизменными остаются требования к качеству. Покупатели стали еще более требовательны к тому товару, на который они тратят деньги, и к той фирме, которая оказывает им услуги. В то же время некоторые производители мебели в качестве меры противодействия кризису предлагают производство изделий низкого качества но по невысоким ценам. Из-за низкого качества в целях получения кратковременной прибыли производители мебели используют как правило дешевую китайскую фурнитуру и невысокого качества материалы. Но данный подход не панацея от кризиса, так как такие мебельщики дискредитируют себя перед своими клиентами. По данным прессы количество претензий от недовольных качеством мебели покупателей за последнее время увеличилось кратно. Копирование внешнего вида профилей от мировых дизайнеров не предполагает изготовление их по тем же технологиям. Поэтому при дальнейшей эксплуатации с такими системами-заменителями возникают проблемы.

Эксперты рынка отмечают, что в условиях кризиса значительно выросла чувствительность покупателя к цене. Интересно отметить, что если с низким качеством товара ради уменьшения цен покупатели мириться не намерены, то на дополнительных услугах они готовы экономить.

Краткий обзор мероприятий  производителей мебели в фазу кризиса показывает, что они чаще всего используют маркетинговые механизмы управления конкурентоспособность: приобретают возможность внедрения новых инновационных технологий для производства мебельной продукции, используют методы создания позитивного имиджа и бренда, выделяясь из огромного множества конкурентов, что позволяет привлечь потребителей продукции. Потребители, фазу кризиса в свою очередь, приобретают возможность покупки отечественной качественной мебельной продукции по более низкой, чем у зарубежных аналогов, цене.

Мягкий Стиль и Мягкий имидж — страница 5-6