Складывающаяся ситуация, под воздействием тенденции смещения фокуса потребительских предпочтений в пользу покупок продуктов питания и более дешевых товаров повседневного спроса, оказала влияние на динамику продаж товаров продовольственной и непродовольственной групп.

Следует отметить, что восстановление кредитования физических лиц, начиная с апреля, способствовало наращиванию объемов продаж крупных покупок, что подтверждается и исследованиями Росстата. За январь-октябрь 2010 г. кредиты, предоставленные физическим лицам, выросли на 10,2% и их общий объем составил 3938,1 млрд. рублей[1].

Это способствовало тому, что в III и IY кварталах 2010 года происходило помесячное опережение роста динамики оборота розничной торговли непродовольственными товарами над динамикой оборота пищевых продуктов по сравнению с предыдущим периодом. В результате прирост оборота непродовольственных товаров в III квартале составил 5,3%, в IY квартале – 8,5%, что соответственно на 1,4 и 1,1 процентных пункта выше прироста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Восстановление потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, базирующееся на достаточно высоких темпах роста доходов населения (прирост реальных располагаемых денежных доходов в 2010 г. составил 4,3%), способствовало поддержанию позитивных темпов роста на рынке продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.

Проведем анализ конкуренции в отрасли. На первом этапе следует дать оценку степени конкуренции на рынке бытовой конкуренции; на втором этапе — выделить основные компании-конкуренты и проведен анализ их деятельности. Степень подверженности рынка процессам конкуренции базируется на анализе основных факторов, выделенных М. Портером. Методика оценки влияния факторов базируется на экспертном опросе. Каждый из рассматриваемых факторов по каждой из пяти сил конкуренции оценивался по бальной шкале (диапазон оценок  от 1 до 3 баллов):

  • «1» балл – соответствовал отсутствию проявления фактора;
  • «2» балл – соответствовал слабому проявлению данного фактора;
  • «3» балл – соответствовал значительному проявлению данного фактора.

Кроме того осуществлялся прогноз развития конкуренции на рынке бытовой техники и электроники. Прогноз изменения факторов строился экспертами на ближайшие 2 года. Прогнозная оценка изменения действия факторов соответствовала следующим балльным оценкам:

  • «+1», если действие фактора будет усиливаться в будущем;
  • «0», если действие фактора останется стабильным (не изменится);
  • «-1», если действие фактора, по мнению эксперта, будет ослабевать.

Таблица 1

Анализ интенсивности конкуренции на российском рынке по методу М. Портера

  Средневзвешенный

Балл оценок фактора

Средневзвешенная

Оценка прогноза

Степень конкуренции в отрасли 2,7 +1,0
Степень угрозы появления новых конкурентов 1,6 +1,0
Степень влияния поставщиков 2,3 +0,8
Степень влияния покупателей 2,7 +0,8
Степень влияния товаров-заменителей 0,5 +0,7

 

На основе полученных экспертных оценок прогноза развития каждого из факторов была определена средневзвешенная оценка прогноза развития пяти основных сил конкуренции на рынке. На основании результатов опроса был рассчитан средневзвешенный балл оценок. Рассмотрим результаты проведенного анализа.

Ситуация в отрасли. Оценка степени соперничества среди конкурирующих на рынке продавцов относится к категории «очень высокая» ( b1 = 2,7).

 

[1] Денежно-кредитная система / Доклад «Социально-экономическое положение России» (ежемесячный) –М., Федеральная служба государственной статистики, 2011. С. 54.

Анализ ситуации в отрасли бытовой электроники — страница 9-10