Рис. 6. Степень конкуренции в отрасли
В целом рынок бытовой техники и электроники весьма привлекательный, с большими потенциальными возможностями. Несмотря на то, что различные фирмы предлагают на рынке товар различного качества и различные сервисные услуги, издержки переключения клиента невысоки. Поэтому товар можно считать стандартизированным по клиенту. Спрос на рынке насыщен, поэтому фирмы склонны к проведению агрессивных стратегий. Высокие барьеры ухода с рынка усиливают конкуренцию на рынке. Одновременно четко проявляется высокий уровень конкуренции на смежных рынках с явной тенденцией усиления.
Влияние потенциальных конкурентов. Оценка степени влияния потенциальных конкурентов «пониженная» (b2 = 1,6).
Рис. 7. Степень угрозы появления новых конкурентов
Высокие барьеры проникновения на рынок (высокие затраты на достижение эффективного масштаба производства, противодействие фирм отрасли, ограничение доступа к каналам распределения и источникам сырья) обусловливают низкую вероятность появления новых конкурентов на рынке. В перспективе данная ситуация вряд ли изменится.
Влияние поставщиков. Оценка степени влияния поставщиков (b3 = 2,3) и отнесена к категории «очень высокая».
Рис. 8. Степень влияния поставщиков
Стандартизированность каналов поставки, наличие ограниченного количества крупных поставщиков говорит о значительном влиянии с их стороны. В перспективе, по оценкам, этот фактор усилит влияние.
Влияние покупателей. Аналогично с предыдущим фактором степень влияния покупателей оценивается как «очень высокая» ( b4 = 2,7).
Низкие издержки «переключения» с одного производителя на другого обуславливают высокую степень угрозы со стороны покупателей. Ситуация может усугубиться в перспективе.
Рис. 9. Степень влияния покупателей
Влияние товаров-заменителей. Оценка влияния ( b5 = 0,5).
Рис. 10. Степень влияния товаров-заменителей
Высокие цены и наличие издержек переключения, а также отсутствие требования более высоких издержек на поддержание качества обусловливают слабое влияние товаров-заменителей. Сила влияния факторов конкуренции данной группы в перспективе возрастет, так как по мере прохождения острой фазы кризиса рынок станет интересен для западных фирм.