Оценка конкурентоспособности предприятий в сфере торговли бытовой электроникой была проведена методом иерархий, предложенным для оценки торговых предприятий Лифицем И.М. (табл. 2)[1].
Таблица 2
Оценка уровня конкуренции в сфере торговли бытовой техникой и электроникой в России
Наименование | Уровень конкуренции | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
Зрелость рынка | Формирующийся | ||||
Уровень жизни населения | Москва, Санкт-Петербург | Средний (города — миллионники) | Ниже среднего (Прочие регионы России) | ||
Качество потребляемых товаров, влияние цены и уровня обслуживания на покупательские предпочтения | Важны: высокое качество, широта и глубина ассортимента | Основным является оптимальное соотношение цены и качества | |||
Применяемые методы конкурентной борьбы, форма конкуренции | Рекламные акции, укрепление имиджа, ассортимента | Применяются ценовые, демпинговые методы, встречается недобросовестная конкуренция |
В ходе проведенного исследования выделены и систематизированы следующие маркетинговые параметры, определяющие рыночные позиции компаний: стаж работы на рынке, доля на рынке, величина фирмы, имидж фирмы, рекламная стратегия, ассортимент продукции, цена, качество товара, квалификация персонала, сервисное обслуживание. По вышеобозначенным параметрам, определяющим рыночные позиции компаний в сфере торговли бытовой техникой и электроникой, проводилось исследование, в ходе которого были получены как количественные, так и качественные значения параметров оценки конкурентоспособности. Опираясь на полученные из внешней среды данные по показателям конкурентоспособности, проведем оценку исследуемых компаний по рассматриваемым параметрам.
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности предприятий в сфере торговли бытовой техникой и электроникой
Показатели конкурентоспособности | М.Видео | Техносила | Эльдорадо | Медиа Маркт | Технопарк | Весовой параметр | si |
Квалификация персонала | 19 | 18 | 14 | 19 | 19 | 13 | 1157 |
Рекламная стратегия | 20 | 11 | 5 | 20 | 11 | 18 | 1206 |
Стаж работы на рынке | 13 | 10 | 10 | 6 | 16 | 7 | 385 |
Качество продукции | 20 | 20 | 15 | 20 | 18 | 20 | 1860 |
Цена | 20 | 20 | 13 | 17 | 8 | 20 | 1560 |
Доля на рынке | 15 | 10 | 17 | 14 | 10 | 16 | 1056 |
Величина фирмы | 20 | 13 | 11 | 16 | 16 | 10 | 760 |
Имидж фирмы | 20 | 15 | 18 | 18 | 15 | 15 | 1290 |
Сервисное обслуживание | 18 | 14 | 10 | 18 | 16 | 12 | 912 |
Ассортимент продукции | 20 | 20 | 10 | 20 | 13 | 19 | 1577 |
Рис. 13. Иерархия конкурентоспособности компании в сфере торговли бытовой техникой и электроникой
Принимается правило: чем больше значение si , тем лучше альтернатива. На основании анализа альтернатив построим иерархию конкурентоспособности компании в сфере торговли бытовой техникой и электроникой (рис. 13).
[1] Яковлев Г.И. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: теория и практика. Диссертация на соискание ученой степени д. э. н. Самара, 2007. С. 156.