Расстановка сил на рынке заметно изменилась в 2009 году, когда из-за кризиса ряд компаний практически прекратили свою деятельность, другие значительно сократили активность, причем среди аутсайдеров были не только мелкие игроки, но и компании, ранее входившие в число лидеров рынка. Снижение оборота из-за сокращения спроса на продукцию, невозможность рефинансировать обязательства и привлечь средства для пополнения оборотного капитала, растущая задолженность поставщикам, и как следствие, сокращение ассортимента, а в ряде случаев, и судебные иски, — все это стало обычной практикой деятельности розничных компаний, в том числе и продавцов бытовой техники и электроники. Из числа компаний, входивших в число крупнейших игроков, серьезные проблемы с поставщиками возникли у сетей «Мир» и «Техносила», что существенно сказалось на деятельности ритейлеров и привело к сокращению количества магазинов и даже банкротству ряда компаний, входящих в группы.

Определенные трудности выпали и на долю лидера рынка, сети «Эльдорадо». Причем проблемы у компании начались еще до осложнения общей экономической ситуации из-за крупных налоговых претензий. Кредиторы стали требовать досрочного погашения обязательств, поставщики сократили отгрузки, а платежеспособность ритейлера существенно сократилась. В результате акционерам «Эльдорадо» пришлось пойти на сделку с чешской группой PPF, получившей контрольный пакет по сути в обмен на долг. В итоге сеть сумела не только пережить кризис, но и продолжить развитие.

В настоящее время из крупных российских сетей по продаж бытовой техники и электроники наибольшую конкуренцию «М.Видео» составляет по прежнему «Эльдорадо». В конкурентную борьбу также вступил немецкий ритейлер Media Markt. В 2011 году ситуация на рынке постепенно меняется к лучшему. Потребительский спрос начинает постепенно восстанавливаться, продажи бытовой техники и электроники растут.

Проведем анализ конкурентных преимуществ Торговой сети «М.видео» (в порядке уменьшения степени влияния):

  1. Высокая узнаваемость торгового знака М.видео
  2. Сформировавшийся имидж сети, благоприятное впечатление, сложившееся о Торговой сети «М.видео» у покупателей
  3. Прогрессивная бизнес-модель
  4. Уникальный передовой формат магазинов
  5. Высокий уровень сервиса в магазинах
  6. Высокое качество гарантийного и послегарантийного сервиса и послепродажного обслуживания товаров
  7. Широкий спектр сопутствующих услуг
  8. Лидерство и инновационность в маркетинговых инициативах
  9. Выгодные места расположения магазинов
  10. Современные, передовые технологии ритейла
  11. Выверенный ассортимент, его эффективное позиционирование и представление
  12. Преимущества на уровне конкурентной стратегии.

Основа конкурентного преимущества компании: Предоставление покупателям большей ценности за их деньги. Способность предлагать покупателю что-то, отличное от конкурентов.

Ассортимент Компании «М.видео»: сбалансированный по соотношению цена/качество ассортимент, широкий выбор.

В области сервиса практикуется предложение наиболее востребованных услуг.

Технологии поддержания конкурентоспособности:

  1. Управление снижением издержек без потери качества торгового предложения.
  2. Постоянная работа по формированию ассортимента товаров и услуг с лучшим, чем у конкурентов соотношением цена/качество.

В системе маркетинг акцент сделан на реальной ценности товара, иной, чем у конкурентов, ассортимент, и, вместе с тем, предложение товаров, аналогичных товарам конкурентов, по более низким ценам (брендованный товар по низким ценам на рынке), лидерство по цене в высокотехнологичных продуктах, предложение новинок, поддерживаемые активными закупками.

В дополнение к перечисленным факторам конкурентоспособности Торговой сети «М.видео» как сети в целом, можно добавить факторы основных внутренних компетенций, также влияющих на конкурентоспособность:

  1. Умение находить торговые площади в лучших местах
  2. Компетентность в области дизайна торговых помещений, торгового оборудования
  3. Профессиональный мерчендайзинг
  4. Налаженные связи с поставщиками, информированность и немедленный доступ к последним технологическим разработкам
  5. Профессионализм в области логистики
  6. Знания в области управления издержками
  7. Умение отбирать и обучать торговый персонал
  8. Знания и умения в области организации обслуживания продаж
  9. Профессионализм в области информационных технологий
  10. Способность создавать эффективную рекламу
  11. Знание «своего» потребителя и его предпочтений
  12. Умение построить благоприятную репутацию Торговой сети «М.видео»

В 2009 году рынок бытовой техники и электроники снизился, по оценкам компании, более чем на 30%. Однако «М.Видео» удалось не только не допустить сокращения выручки, но и нарастить оборот более чем на 3% в рублях. По итогам 1 полугодия 2010 года розничный оборот компании увеличился на 7%, рост обеспечили удачные результаты 2 квартала, когда продажи выросли на 22%. При этом выручка за квартал увеличилась на 11%, после снижения в течение предыдущих 4 кварталов. Согласно ожиданиям компании, по итогам 2010 года продажи сопоставимых магазинов должны быть как минимум не ниже уровня прошлого года.

Одним из основных преимуществ, позволивших «М.Видео» пережить кризис гораздо лучше конкурентов, стала невысокая долговая нагрузка. По состоянию на конец 2008 года соотношение чистый долг/EBITDA компании было на уровне 0,45, а в течение 2009 года розничная сеть погасила и имеющиеся обязательства, закончив год с нулевым долгом. По состоянию на середину 2010 года, по данным компании, чистая денежная позиция составила более 200 млн.рублей.

Анализ ситуации в отрасли бытовой электроники — страница 17-18