Рис. 12. Расходы потребителей по категориям, % от общей суммы расходов[1]

Особенностью рынка стали заметный рост продаж одних товарных категорий на фоне быстрого падения других. Стремительно увеличились обороты в категориях: ЖК-телевизоры, плазменные панели, цифровая техника. В сфере продаж высокотехнологичной электроники спрос смещается в сторону ЖК — и плазменных телевизоров, HiFi аппаратуры, очень популярны новинки в области индивидуальных аудиоустройств, с довольно высокой скоростью обновляются линейки моделей мобильных телефонов, ноутбуков, цифровой техники. Существенный рост произошел в таких сегментах рынка мелкой бытовой техники, как товары для красоты и здоровья (health care). Быстрая обновляемость и уменьшение жизненного цикла товаров привели к тому, что технологии очень быстро дешевеют. Поэтому наиболее перспективным, на взгляд экспертов, является «средний» и «средний высокий» ценовые сегменты.

Расстановка сил на рынке заметно изменилась в 2009 году, когда из-за кризиса ряд компаний практически прекратили свою деятельность, другие значительно сократили активность, причем среди аутсайдеров были не только мелкие игроки, но и компании, ранее входившие в число лидеров рынка. Снижение оборота из-за сокращения спроса на продукцию, невозможность рефинансировать обязательства и привлечь средства для пополнения оборотного капитала, растущая задолженность поставщикам, и как следствие, сокращение ассортимента, а в ряде случаев, и судебные иски, — все это стало обычной практикой деятельности розничных компаний, в том числе и продавцов бытовой техники и электроники. Из числа компаний, входивших в число крупнейших игроков, серьезные проблемы с поставщиками возникли у сетей «Мир» и «Техносила», что существенно сказалось на деятельности ритейлеров и привело к сокращению количества магазинов и даже банкротству ряда компаний, входящих в группы.

Определенные трудности выпали и на долю лидера рынка, сети «Эльдорадо». Причем проблемы у компании начались еще до осложнения общей экономической ситуации из-за крупных налоговых претензий. Кредиторы стали требовать досрочного погашения обязательств, поставщики сократили отгрузки, а платежеспособность ритейлера существенно сократилась. В результате акционерам «Эльдорадо» пришлось пойти на сделку с чешской группой PPF, получившей контрольный пакет по сути в обмен на долг. В итоге сеть сумела не только пережить кризис, но и продолжить развитие.

В настоящее время из крупных российских сетей по продаж бытовой техники и электроники наибольшую конкуренцию «М.Видео» составляет по прежнему «Эльдорадо». В конкурентную борьбу также вступил немецкий ритейлер Media Markt. В 2011 году ситуация на рынке постепенно меняется к лучшему. Потребительский спрос начинает постепенно восстанавливаться, продажи бытовой техники и электроники растут.

[1] Россия в цифрах, 2010. –М., Росстат, 2010. С. 154.

Анализ ситуации в отрасли бытовой электроники — страница 15-16