Нельзя сказать, что Стив Джобс относился к бизнесу только как к интеллектуальной игре. Принцип №1 Джобса: «Делайте то, что любите» говорит о понимании бизнеса именно как смысла жизни. Принцип 2 Джобса: «Оставьте след во Вселенной» дополняет именно смысловой оттенок его бизнеса. Джобс любил вовлечь в бизнес людей со схожим образом мышления, которые разделяют его идеи и помогают превратить их в инновации. Элементы игры С. Джобс решительно отвергал, так как вера в интуицию не оставляла ему места для сомнения в своих детищах. Гениальные находки Стива Джобса и большая решительность в их продвижении тогда, когда многие в компьютерном мире просто не верили в востребованность у потребителей  телефоном или тем паче блокнотов с сенсорным экраном, помогла его компании восстановить свои позиции, практически воскреснуть. Apple смогла достичь всего благодаря сфокусированности Джобса на идеях, составляющих смысл его жизни и проводимых в жизнь благодаря решительному руководству как бизнесмена.

Смыслообразующий элемент деятельности бизнесмена кроется в глубинных причинах, толкающих человека на определенное поведение. Возможно, что бизнесмен ищет смысл жизни в бизнесе потому, что несчастлив в личной, не испытывает удовольствия от, например, семейной жизни, не получает дополнительных эмоций от искусства, творчества и компенсирует это за счет достижения успеха в деловой сфере. Просто бизнес становится механизмом получения самоудовлетворения и источником других позитивных эмоций. Это один из механизмов компенсации. Но он чреват тем, то с неудачей может произойти так, что в один момент бизнесмен столкнется с абсолютно неразрешимой проблемой, не получит той компенсации, на которую он рассчитывает, и потеряет смысл жизни. Это чревато депрессией, злоупотреблениями психотропными препаратами, что уже неоднократно подтверждается уголовной хроникой.

С точки зрения бизнеса как интеллектуальной игры следует отметить то изъян игры для бизнеса как наличие проигравшей стороны. В бизнесе бизнесмен продает нужную клиенту продукт или услугу. Все как бы в выигрыше. В игре обязательно есть проигравшие, те которые играли «не так». В деловой игре это нужно для отработки вариантов решений в жизни все по настоящему. Можно привести пример отношения к бизнесу Бориса Березовского, который в 90-е считался удачливым бизнесменом, однако методы его ведения, мягко говоря, были не очень чистоплотны. Березовский начинал успешный советский математик, разрабатывающий темы многокритериальной оптимизации и алгоритмизации принятия решений. Эти темы частично использовали элементы собственно теории игр. В конце 80-х ему представилась возможность применить свой интеллект на практике. Созданная им компания Лого-ВАЗ перехватила у бандитов львиную долю авторынка.

Автомобильный всероссийский альянс (AVVA) прославился сбором денег с вкладчиков, которым обещали сверхвысокие дивиденды. Среди проектов был новый завод в Тольятти, который должен был выпускать «народный автомобиль». Березовский отработал схемы финансирования «Аэрофлота» таким образом, что деньги с иностранных компаний за пролет над Россией и уходили не в бюджет а на его швейцарский счет.

Бизнесмен закончился в Березовском тогда, когда он переехал в Лондон. В тамошней воде выловить хорошую рыбку он не смог. После кризиса 2008 года Березовский затевает с Абрамовичем процесс в Лондонском суде, пытаясь доказать, что последний сильно недоплатил ему за «крышу», однако совершенно естественно — проиграл. Проблема Березовского заключалась в том, что он относился к бизнесу не только как интеллектуальной игре, но и как к смыслу жизни. Потеряв возможность извлекать огромную прибыль из своих комбинаций он утратил смысл жизни и покончил ее самоубийством. Многие говорят о том, что он был банкротом, но фактически это не так, поскольку сумел многое припрятать от кредиторов. Так что истинная причина была не в банкротстве. Это крайнее проявление отношения к бизнесу как к смыслообразующей конструкции в жизни и одновременно как к захватывающей интеллектуальной игре. При этом западные стандарты ведения бизнеса для игры менее всего подходят.

Коучинг — как инструмент планирования карьеры — страница 27-28