Следует отдельно сказать и об альтруистическом подходе к бизнесу – есть и такой. Эффективность своей деятельности альтруист оценивает не по выручке и прибыли, а по своей помощи другим людям, прежде всего клиентам и персоналу. Это очень сложное занятие и совместить приятное с полезным не всегда удается. Ильф и Петров в своей повести «Одноэтажная Америка» описывают встречу с индейцем- бизнесмен, который покупал товар в городе и продавал в своём посёлке. Индеец считал, что «обманывать» нельзя, поэтому продавал и покупал по одной цене. Через месяц он бросил бизнес и занялся охотой. Тем не менее существуют весьма показательные примеры совмещения прибыльности и альтруизма. Так один предприниматель создал службу психологической помощи инвалидам, а для ее финансирования параллельно открыл мобильную но уже платную службу помощи все находящимся  в трудной ситуации, которая оказалась весьма востребованной. В США некоторые религиозные секты проповедуют отказ от богатства, поэтому успешные предприниматели их приверженцы считают необходимым тратить большую часть прибыли на заботу о своем персонале. Так в разгар кризиса они не увольняли работников. Примеров социального бизнеса очень много и они показывают, сто смыслы жизни и бизнеса могут совпадать.

Таким образом, можно констатировать, что явление бизнеса многогранно, он может быть как смыслом жизни так и интеллектуальной игрой, а то и тем и другим вместе. Что характерно, для бизнеса элементы планирования (даже в случае отношения к нему как к игре) обязательны. Для бизнесмена карьера это и есть сам процесс выстраивания бизнеса. Поэтому многие бизнесмены прибегают к помощи профессиональных консультантов, так как затрудняются доверять советам партнеров из-за опасности раскрыть секреты своих целей или планов и раздать козыри возможному противнику.

1.1      Психологические особенности карьерного планирования в процессе коучинга

Современным направлением выявления и коррекции личностных ресурсов для достижения карьерных целей и планирования карьеры является карьерный коучинг. Карьерный коучинг  проводится специально подготовленным коучем или тренером. Технология коучинга предполагает, что тренер-коуч задает вопросы клиенту так, чтобы тот самостоятельно принял наиболее приемлемое решение по дальнейшему развитию карьеры. клиент, с которым работает тренер-коуч, осознает, что делает и самостоятельно определяет способы достижения результата и, таким образом, берет на себя ответственность за принятые решения и сам отвечает за качество достигнутого результата в карьере. Действия карьерного коуча можно описать с помощью следующего алгоритма[1]:

  • постановка карьерных задач (согласование целей карьеры);
  • составление плана действий (что необходимо сделать; какие знания, навыки, ресурсы необходимы для достижения карьерных целей; определение сроков реализации карьерных целей);
  • контроль и поддержка в процессе реализации плана (контроль текущий и заключительный, промежуточная и итоговая обратная связь по результатам контроля).

Как это было ранее показано, карьерный коучинг более характерен в России для топ менеджмента крупных компаний. Да и сама инфраструктура российского коучинга пока не готова к более широкому использованию. Опросы показывают, что в России действует не более 6-8 коучинговых фирм и не более 1000 частных коучей[2].

[1] Могилёвкин Е.А. Технологии  карьерного роста URL: http://m.vk.com/doc155095670_138682315?hash=913e50c0871165bcfe&dl=28aabb49a7217e1962

[2] Коучинг в России: экспертный опрос о рынке коучинга и профессии коуча URL: http://coachpr.ru/issledovaniya/kouching-v-rossii.html

Коучинг — как инструмент планирования карьеры — страница 29-30